Информационное агентство / Аналитический центр

Как победить контрафакт в южном пищепроме

12.11.2018 | 17:11
|
229
текст Андрей Бакеев

На Юге России объёмы контрафакта на пищевых рынках достигли масштабов национального бедствия. От него страдают все — производители качественных продуктов, потребители и государство, которое теряет на доходах в бюджет. Для борьбы с ним необходима разъяснительная работа и более активная гражданская позиция населения, а также многоступенчатая система контроля за качеством продукта на всех этапах его реализации

«Это второй круглый стол на тему контрафакта в пищевой промышленности. Предыдущий мы провели полтора года назад. И по тому интересу, который вызвала сейчас тема "Контрафакт в пищевой промышленности: пути решения проблемы", видим, что проблема эта обострилась, — отметил генеральный директор аналитического центра "Эксперт ЮГ" Владимир Козлов. — Задача данного круглого стола — более точно диагностировать проблему в разных сферах и понять пути её решения, что делать и как действовать, в том числе и совместными усилиями».

В Торгово-промышленной палате Ростовской области собрались специалисты, которые могут видеть проблему из разных углов потребительского рынка. На предложение «Эксперта ЮГ» откликнулись представители розничных сетей, перерабатывающей промышленности, АПК, различных регулирующих и контролирующих органов.

«Рост доли нелегальной табачной продукции на российском рынке имеет серьезные последствия для государства и легальных производителей в виде недополученных доходов и потерь. По отраслевым расчетам, в масштабах российского рынка объем нелегальной продукции составит около 20 млрд штук сигарет в 2018 году, а государственный бюджет может потерять более 50 млрд рублей дохода от табачных акцизов и НДС», — заявила Алиса Андреева, управляющий по корпоративным вопросам Южного региона, «Филип Моррис Интернэшнл» в России. Она представила результаты всероссийского отраслевого исследования, проведенного независимым международным агентством «Nielsen». По его данным, объёмы нелегальной торговли изделиями из табака выросли как в целом по России, так и в отдельных регионах. Из городов-миллионников в «лидеры» вышел Ростов-на-Дону. «За год доля контрафактной (табачной) продукции здесь выросла более чем вдвое: с 14,7% (в 2017-м) до 32,2% (в 3-м квартале 2018 г.).. Аналогичная ситуация с нелегальной табачной продукцией и в других крупных городах региона. Например, в Шахтах она достигает 34%, в Таганроге — 30,6%», — уточнила Андреева.

Как победить контрафакт в южном пищепроме

Она добавила, что негативному росту способствует, как приграничный статус Ростовской области, так и в целом открытое торговое пространство с государствами ЕАЭС (прежде всего, Белоруссией и Арменией). Такие сигареты стоят дешевле отечественных легальных сигарет, потому что минимальный акциз в Белоруссии и Армении значительно ниже, чем, в России. Со слов Алисы Андреевой, представители отрасли видят выход в целом комплексе мер. В частности, в гармонизации налоговой политики между странами Союза, в поэтапном введении обязательной системы цифровой маркировки табачной продукции на территории государств – членов ЕАЭС (в РФ такая маркировка станет обязательной с 1 марта 2019 года). Также целесообразно установление минимальной розничной цены на табачную продукцию. «Эта мера будет способствовать соответствующим контролирующим органам упростить процесс обнаружения и вывода из розничного оборота нелегальной табачной продукции», - резюмировала представитель «Филип Моррис Интернэшнл» в России.

Председатель НП «Общественный Совет по проблеме подросткового курения» Светлана Чернышова подчеркнула, что распространение нелегального табака влечёт за собой серьезные риски распространения подросткового курения. Это подтверждает мировой опыт: в тех странах, где наблюдается высокий оборот нелегальной продукции, существенно повышается уровень курения несовершеннолетних.

«Причина — ценовая привлекательность нелегальной продукции, — полагает глава Совета.— Кроме того, сигареты зачастую продаются с открытой выкладкой. Это делает нелегальный табак экономически и визуально привлекательным для подростков. Нелегальная торговля ведётся в малоформатной рознице. Но особо угрожающие размеры приобрела нестационарная стихийная торговля. Продавцов нелегального товара не интересует возраст покупателя. Подростки для них — обычная аудитория, приносящая прибыль. Это создаёт угрозу неконтролируемого доступа подростков к сигаретам. Данные исследований, в том числе зарубежных, показывают, что молодёжь больше всего чувствительна к ценам и вероятнее всего может попасть под воздействие контрабанды сигарет».

По словам Чернышовой, в Ростовской области они активно работают с Департаментом потребительского рынка региона, крупными розничными сетями, малым и средним бизнесом, над тем, чтобы в розничной торговле неукоснительно соблюдался запрет на продажу табака несовершеннолетним. «В предыдущие годы такое сотрудничество принесло заметные результаты: рост ответственности ростовских продавцов и ужесточение контроля со стороны региональной власти помогли добиться почти двукратного снижения подросткового курения, уточнила эксперт. Однако столь позитивные результаты могут быть нивелированы из-за текущего роста рынка нелегальной табачной продукции. Нельзя допустить отката на прежние позиции».

Системный подход к решению проблемы с контрафактом и фальсификатом необходим и в других сферах пищепрома. Например, в переработке молока. По оценкам Ассоциации предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко», в крупной сетевой рознице фальсифицированной или незаконно произведённой продукции почти не осталось, но в стране ещё действуют теневые производители и так называемые предприятия-фантомы (они указывают на этикетках адрес производства, которого при проверке там не оказывается).

Как победить контрафакт в южном пищепроме

«Сейчас весь (молочный) фальсификат выдавился в зону b2b, общепита и государственных закупок, — уверен гендиректор ассоциации Константин Синецкий. — Ритейл — далеко не единственный канал сбыта молочной продукции. Достаточно много её уходит через госзакупки и различные социальные программы. Таким образом, государство поощряет не самых лучших, а самых хитрых производителей, выпускающих более дешёвый (и не совсем качественный продукт), но рисующих красивые документы и формально соблюдающих условия тендеров. До 45% выявленных фактов фальсификата (и такие данные подтверждает Россельхознадзор) — это нарушения в сфере госзакупок, посредством которых молочные продукты поставляются в детские лагеря, школы и санатории».

Начальник отдела ветеринарного контроля регионального управления Россельхознадзора, Алексей Панкратов заметил, что для предпринимателя, который вместо молока выпускает «молокоподобный продукт» штраф в 20 тысяч рублей это ничто в сравнении с объёмами, которые он производит и продаёт. «Санкции очень мягкие. Надо подходить намного жёстче», — подчеркнул Панкратов.

Представители сетевой торговли отметили, что в своих магазинах им удалось отстроить систему выбора добросовестных поставщиков и входного контроля качества продукции. Однако в городах Юга (особенно в Ростове и Краснодаре) покупатели, помимо супермаркетов, очень любят ходить на рынки, где качество продукции очень сложно контролировать. И где можно встретить как фальсифицированную молочную продукцию (масло, творог, сыры), так и контрафактную.

«В нашем регионе работает институт общественных приёмных по защите прав потребителей, — напомнила директор департамента потребительского рынка Ростовской области Ирина Теларова. — Граждане могут обратиться туда по фактам приобретения ими фальсификата. Главное, чтобы потребители знали, что именно они покупают. Нередко под этикеткой "Молоко" продается молочный продукт».

Как победить контрафакт в южном пищепроме

По мнению Теларовой, сегодня нет универсальных мер по борьбе с нелегальной продукцией, фальсификатом, серым импортом. В каждой отрасли есть своя острота проблемы и пути решения тоже свои. «Например, в табачной отрасли это проблема контрафакта, продукции не столько опасной для потребителя, сколько проблемной для государства (потому что с неё не платятся в необходимом объёме налоги), и недобросовестной конкуренции с легальными игроками рынка, — пояснила глава департамента. — В алкогольном секторе это принципиально иной спектр вопросов. Настоящий бич здесь — незаконный оборот нелегальной и безакцизной продукции (произведённой внутри страны, например, из некачественного виноматериала, — ред.). Отдельная тема — ночная торговля спиртосодержащей продукцией. И здесь свой, специфический набор мер, с активным привлечением правоохранительных органов. В молочной отрасли это наличие фальсификата в объектах социальной сферы. И это также требует отдельной проработки путей решения. И по каждому направлению (пищепрома) мы работаем с предприятиями, уполномоченными и регулирующими органами».

Уполномоченный по правам предпринимателей Олег Дереза (на главном фото) заметил, что контрольные органы не должны в принципе допускать контрафакт в страну, чтобы такая продукция здесь «вообще не продавалась ни легально, ни подпольно». «Сейчас, например, контрафактный алкоголь можно купить вдоль федеральной трассы М4 «Дон», — уверен эксперт. — То же и с фальсификатом. В стране есть подпольные производства водки в промышленных масштабах, которые поставляют продукцию в небольшие точки, где продавец часто не ведает, что именно он продаёт и под какими (акцизными) марками. В нашей практике были случаи, когда подделку от подлинника могла отличить только экспертиза Гознака».

Как победить контрафакт в южном пищепроме

Директор по развитию донского винодельческого хозяйства «Эльбузд» Владимир Гончаров уверен, что, несмотря на принимаемые властью меры, в регионе довольно слабая информированность населения о том, кто и какие качественные продукты выпускает, где их можно купить, не опасаясь нарваться на фальсификат. «Ситуация только сейчас стала немного меняться. Например, такие крупные сети, как "Пятёрочка", занимаются популяризацией качественной (фермерской) продукции и берут её на свои полки», — сообщил винодел.

«Надо повышать грамотность населения, рассказывать чем именно отличается контрафакт и фальсификат от достойной продукции, — соглашается коммерческий директор ООО «Цимлянская сыродельня на паях» Игорь Индукаев.— Но и сами граждане должны быть активнее. Обращаться в соответствующие службы (и органы) каждый раз, когда сталкиваются с фальсификатом, контрафактом и просто товаром плохого качества. Реакция населения должна быть серьёзной, открытой. Тогда и система борьбы с плохими продуктами будет эффективно работать в регионе».


За помощь в организации и проведении круглого стола аналитический центр «Эксперт Юг» благодарит Генерального партнёра мероприятия — компанию «Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг».

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!