Информационное агентство / Аналитический центр

Как победить контрафакт в южном пищепроме

18.12.2018 | 13:12
|
265

На Юге объёмы контрафакта и фальсификата на пищевых рынках достигли масштабов национального бедствия. От него страдают производители качественных продуктов, потребители и государство, которое теряет доходы в бюджет. Для борьбы с контрафактом необходимы многоступенчатая система контроля за качеством продукта на всех этапах реализации, разъяснительная работа среди населения и более активная гражданская позиция каждого человека.

Решению проблем в пищевой промышленности, связанных с контрафактом, был посвящён круглый стол, который «Эксперт ЮГ» провёл в Торгово-промышленной палате Ростовской области. Среди задач мероприятия — диагностика ситуации и понимание конкретных действий всех заинтересованных сторон: предприятий, ритейлеров, госорганов и потребителей.

По мнению Алисы Андреевой, управляющего по корпоративным вопросам Южного региона ООО «Филип Моррис Интернэшнл» в России, рост доли нелегальной табачной продукции на отечественном рынке имеет серьёзные последствия для государства и легальных производителей в виде недополученных доходов и потерь. «По отраслевым расчётам, в масштабах российского рынка объём нелегальной продукции составит около 20 миллиардов штук сигарет в 2018 году, а государственный бюджет может потерять более 50 миллиардов рублей дохода от табачных акцизов и НДС», — заявила Андреева. Она представила результаты отраслевого исследования, проведённого в РФ независимым международным агентством Nielsen. Так, объёмы нелегальной торговли изделиями из табака выросли как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Из городов-миллионников в лидеры вышел Ростов-на-Дону. «За год доля контрафактной табачной продукции здесь выросла более чем вдвое: с 14,7 процента в 2017-м до 32,2 процента в третьем квартале 2018 года. Аналогичная ситуация с нелегальной табачной продукцией складывается и в других крупных городах региона. Например, в Шахтах она достигает 34 процентов, в Таганроге — 30,6 процента», — уточнила Алиса Андреева.

Распространению подделок способствует и приграничный статус Дона, и в целом открытое торговое пространство с государствами ЕАЭС. Доставленные оттуда контрафактные сигареты стоят дешевле российских легальных. По словам г-жи Андреевой, представители отрасли видят выход в целом комплексе мер — в гармонизации налоговой политики между странами Союза, в поэтапном введении обязательной системы цифровой маркировки изделий из табака на территории государств-членов ЕАЭС (в РФ такая маркировка станет обязательной с 1 марта 2019 года). Также целесообразно установление минимальной розничной цены на сигареты. «Эта мера позволит контролирующим органам упростить процесс обнаружения и вывода из розничного оборота нелегальной табачной продукции», — резюмировала Алиса Андреева.

Председатель НП «Общественный совет по проблеме подросткового курения» Светлана Чернышова считает, что торговля нелегальным табаком «влечёт за собой серьёзные риски распространения подросткового курения». Это подтверждает мировой опыт: в тех странах, где наблюдается высокий оборот контрафакта, существенно повышается уровень курения несовершеннолетних.

Г-жа Чернышова добавила, что на Дону Общественный совет активно работает с департаментом потребительского рынка региона, крупными сетями, малым и средним бизнесом. Сотрудничество направлено на то, чтобы в легальной рознице и дальше строго соблюдался запрет на продажу табака несовершеннолетним. «Рост ответственности ростовских продавцов и ужесточение контроля со стороны региональной власти помогли добиться почти двукратного снижения подросткового курения, — уточнила Светлана Чернышова. — Нельзя допустить отката на прежние позиции».

Системный подход к решению проблемы с контрафактом и фальсификатом необходим и в других сферах пищепрома. Например, в переработке молока. По оценкам Ассоциации предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко», в крупной сетевой рознице фальсификата и контрафакта почти не осталось, в отличие от рынков и несетевой розницы. В стране ещё действуют теневые производители и так называемые предприятия-фантомы: они указывают на этикетках несуществующие адреса производства, но выясняется это только во время специальных проверок и рейдов.

«Сейчас молочный фальсификат выдавливается в зону b2b, общепита и государственных закупок, — уверен гендиректор ассоциации Константин Синецкий. — Ритейл — далеко не единственный канал сбыта. Достаточно много молочной продукции уходит через госзакупки и соцпрограммы. Таким образом, государство поощряет не самых лучших, а самых хитрых, выпускающих более дешёвый и, как правило, некачественный продукт. До 45 процентов выявленных фактов фальсификата — нарушения в сфере госзакупок: молоко поставляется в детские лагеря, школы и санатории».

Уполномоченный по правам предпринимателей Олег Дереза заметил, что контрольные органы не должны в принципе допускать контрафакт в страну, чтобы такая продукция здесь не продавалась ни легально, ни подпольно. «Сейчас, например, контрафактный алкоголь можно купить вдоль федеральной трассы М4 “Дон”, — уверен Дереза. — То же и с фальсификатом. В стране есть подпольные производства водки в промышленных масштабах, которые поставляют “продукцию” в мелкие магазины, где продавцы часто не знают, что именно они продают». Директор по развитию донского винодельческого хозяйства «Эльбузд» Владимир Гончаров уверен, что пока в регионе налицо слабая информированность населения о том, кто, где и какие продукты выпускает. Это создаёт условия для распространения фальсификата.

За помощь в организации и проведении круглого стола Аналитический центр «Эксперт ЮГ» благодарит генерального партнёра мероприятия — ООО «Филип Моррис Сейлз энд Маркетинг».

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!