Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Как масштабировать южный экспорт

27.11.2017 | 15:11
|
312
текст Алексей Быков, Александра Востокова, Владимир Козлов, Евгений Ракуль, Андрей Чумичёв

По итогам 9 месяцев года регионы ЮФО демонстрируют впечатляющую динамику роста экспорта — 24%. Эксперты говорят об удачной рыночной конъюнктуре. Чтобы рост на самом деле стал долгосрочным трендом, государству необходимо заняться поддержкой экспорта системно. 30 ноября основные проблемы и вызовы ВЭД будут обсуждаться в рамках конференции «Юг России на глобальных рынках: возможности и успешные практики» в Ростове-на-Дону

Рост экспорта из регионов ЮФО (данные Южного таможенного управления) относительно объёмов января-сентября 2016 года — новость обнадёживающая. Особенно если вспомнить, что в течение последних двух лет в округе наблюдалось снижение этого показателя. Так, по итогам 2014 года, в конце которого начался очередной экономический кризис, вызванный резким снижением цен на нефть и, как следствие, скачком валютных курсов, экспорт из ЮФО составлял 19,7 млрд долларов. Последствия кризиса сказались и на показателях последующих двух лет. По итогам 2015 года экспорт снизился до 13,5 млрд, а по итогам 2016 года — до 12,8 млрд долларов. Объём экспорта падал во всех регионах ЮФО, кроме Калмыкии (но и там он изменился незначительно). Снижался он и по стране в целом: согласно официальным данным, за 2016 год сокращение составило 11,2% по сравнению с показателями 2015-го.

На этом фоне показатели роста за 9 месяцев 2017 года выглядят взрывными. Особенно впечатляет динамика Краснодарского края (см. таблицу 1) — более 28% — с учётом его и без того лидерских показателей по общему объёму экспорта в 5 млрд долларов. Ростовская область на втором месте по объёму (4,6 млрд долларов) с динамикой 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Правда, в округе есть и более впечатляющая динамика роста — 450% (Крым), 95% (Астраханская область), 53% (Адыгея). Однако объёмы их экспорта даже совокупно настолько малы, что составляют всего лишь 9,6% от экспорта того же Краснодарского края.

В первую десятку ведущих стран-партнёров ЮФО в январе-сентябре вошли (в порядке убывания стоимости): Турция, Египет, Италия, Украина, Швейцария, Казахстан, Китай, Израиль, Франция, Мальта. Экспорт во все эти страны относительно увеличился. Наиболее существенным оказался рост поставок в Китай (3 раза), Израиль (2,2 раза) и Египет (1,7 раза).

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» во второй половине 2016 года провёл анкетирование действующих экспортёров Ростовской области — подробные ответы нам прислали около 25 компаний. Они позволили увидеть, что «экспортная повестка» для крупных предприятий и компаний сектора МСБ — совершенно разная. А имеющейся инфраструктуры поддержки сегодня недостаточно ни для одной из категорий бизнеса.

Крупному бизнесу нужны международный лоббизм, промышленная политика и эффективные процессы обслуживания операций, связанных с экспортом. Главный адресат крупных компаний — правительства страны и территорий. Среднему бизнесу, помимо льготного финансирования, нужна помощь во всём комплексе работ, связанных с поиском, проверкой и работой с зарубежными контрагентами. Многое из того, о чем говорят его представители, можно делать на уровне регионов, местных ТПП, бизнес-объединений, торгпредств. Малый же бизнес нуждается прежде всего в компетенциях, а уже потом — в доступности всех видов ресурсов. До этой аудитории пока не дотягиваются ни центр, ни регионы.

Таблица 1. Объёмы экспорта субъектов ЮФО в январе-сентябре 2016–2017 гг, млн долларов
Субъекты ЮФО 2016 г. 2017 г.
Краснодарский край 3 854,50 5 081,70
Ростовская область 4 013,40 4 627,30
Волгоградская область 957,3 1 044,50
Астраханская область 228,9 447,9
Адыгея 13,6 20,8
Крым 5 22,5
Севастополь 1,2 3,9
Калмыкия 1,3 0,4
Итого 9 075,30 11 249,10
Источник: данные ЮТУ

Рост экспорта не должен обманывать

Контрсанкции и программа импортозамещения дали отдельным предприятиям возможности для развития. Выгодоприобретателями в ряде случаев стали компании, относящиеся к сектору среднего бизнеса. К примеру, «Алунекст», производитель алюминиевого профиля из Ростовской области, в 2015 году увеличил экспортную выручку вдвое. О росте доли выручки от экспорта в общем объёме бизнеса на 31% за 2015 год сообщил «Эксперту ЮГ» и известный ростовский производитель тепличной полимерной плёнки компания «Европолимер».

Крупному ростовскому производителю хлебцов, компании «Молодец», в 2015 году удалось нарастить объём экспорта на 18%. И хотя в компании отмечают негативное влияние санкций, которые несут «искусственно создаваемую неприязнь к россиянам и российским товарам в странах ЕС, в США», в общем и целом это не мешает увеличивать показатели.

Как рассказал руководитель обособленного подразделения Российского экспортного центра (РЭЦ) в Ростовской области Александр Санеев, рост объёмов вывозимых продовольственных товаров связан не только с ростом урожаев, но и с общемировой «модой» на российские продукты питания: «Сейчас российские предприятия активно поставляют свою продукцию на азиатские рынки — в Африку и на Ближний Восток. Конкурентные преимущества нашей продукции — экологичность и высокое качество при разумных ценах». По его словам, РЭЦ занимается организацией работ шоу-румов российских продуктов за границей: в ноябре открылась площадка в Китае, до конца года появятся шоу-румы во Вьетнаме и в ОАЭ.

«В наших ярмарочных мероприятиях участвуют и ростовские компании. В частности, Ростовский комбинат шампанских вин и ещё два или три предприятия», — говорит Александр Санеев.

Компания «Ю-Мет», производитель строительных металлоконструкций из Новошахтинска Ростовской области (оборот за 2015 год составил 1,13 млрд рублей, что помещает предприятие в сектор среднего бизнеса), за 2015 год увеличила экспортную выручку на 180%. Но Игорь Бирзула, генеральный директор ООО «Ю-Мет», считает, что наблюдаемый рост экспортных показателей не является следствием государственной политики: «Тот всплеск экспорта, который мы увидели за последний год (имеется в виду 2016. — “Эксперт ЮГ”), сложился в большей степени конъюнктурно, из-за санкций в отношении бизнеса или, может быть, других каких-то государственных мероприятий. Это нельзя назвать программой развития, заложенной государством. И ожидания от этого, соответственно, были непредсказуемыми».

Рост экспорта на Дону в существенной степени объясняется активностью всего двух компаний. Во-первых, это торговый дом «РИФ», который растёт темпами компаний-«газелей» и уже дорос до номера один на рынке крупнейших отечественных экспортёров сельхозпродукции. Второй крупный игрок — поддерживаемый государством «Ростсельмаш», для которого экспорт сегодня — ключевая точка роста. В 2015 году динамика экспорта на предприятии составила 28%. Нужно отдать должное производителю — основными экспортными моделями являются новые серии, постоянную разработку которых ведёт предприятие.

Конечно, сказать, что успехи Ростовской области в целом — результат системной работы по развитию экспорта, язык не поворачивается. Такую системную работу ещё только предстоит научиться вести.

Таблица 2. Региональная структура экспорта ЮФО и СКФО
Федеральные округа и субъекты РФ 2015, млн долларов 2016, млн долларов В сравнении с предыдущим годом, %
ЮФО 13 581,80 12 801,37 -5,7
Краснодарский край 6 281,90 5 587,06 -11,1
Ростовская область 4 810,90 5 535,89 15,1
Волгоградская область 2 046,20 1 314,59 -35,8
Астраханская область 409,7 322,85 -21,2
Адыгея 32 23,94 -25,1
Крым 12,18
Севастополь 3,4
Калмыкия 1,2 1,46 27
СКФО 1 109,00 980,86 -11,6
Ставропольский край 964,59 831,75 -13,8
Северная Осетия 48,31 58,87 21,9
Дагестан 55,52 46,45 -16,3
Кабардино-Балкария 23,01 25,48 10,7
Карачаево-Черкесия 15,39 16,14 4,9
Ингушетия 0,34 1,21 260
Чечня 1,82 0,98 -46,2
Источник: данные ФТС России

«Единое окно» для экспорта на вырост

Последние полтора года правительственный курс на поддержку экспорта звучит со всей определённостью. Глава Минсельхоза Александр Ткачёв стал одним из главных проводников этого курса. Между тем, экспорт поддерживался далеко не всегда. Только в 2016 году появился замысел единой системы поддержки экспорта в стране — под крышу только что созданного РЭЦ пришли Росэксимбанк и агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР). РЭЦ был задуман как «единое окно» для работы с экспортёрами несырьевых товаров, но эта функция заложена пока на вырост.

«Нужно сказать, что масштабной поддержки экспорта пока нет, — признаётся Владислав Есин, руководитель представительства РЭЦ на юге России. — Она всё ещё оказывается точечно — предприятиям, которые готовы такую поддержку взять. Получить хотят все, а тех, кто может её взять, — единицы: “Ростсельмаш”, “Эмпилс”, “Атлантис-Пак”... Но мы понимаем, что страна будет глубоко перестраиваться на волне международной кооперации. Мы экономику должны выстроить так, чтобы продажа продукции за рубеж была такой же по простоте, как продажа продукции на территории России».

РЭЦ постепенно забирает себе те функции поддержки экспорта, которые ранее были разбросаны по различным министерствам. Сегодня центр предлагает семь видов субсидий, предполагается, что их количество будет увеличиваться. Объединение функций необходимо для того, чтобы экспортёр не бродил по многочисленным кабинетам разных министерств, а все услуги — по финансам, продвижению, субсидированию, аналитике, лицензированию и т.д. — получал в одном месте. При этом новые виды субсидий появляются постоянно. Например, с нынешнего мая РЭЦ предлагает субсидии на финансирование части затрат, связанных с продвижением высокотехнологичной, инновационной и иной продукции на внешние рынки (50 или 80% в зависимости от категории бизнеса). Речь идёт, например, о затратах на застройку выставочных стендов на зарубежных выставках.

Крупному бизнесу нужен протекционизм

Пригласив на конференцию по развитию экспорта в рамках межрегионального промышленного форума «Сделано на Юге» представителей крупного бизнеса, мы обратили внимание на то, что для них экспорт — совсем не изолированная тема. Экспортные возможности для них — повод поставить перед властями стратегические вопросы развития бизнеса. «Что сегодня препятствует повышению конкурентоспособности нашей экономики и мешает более активно заниматься экспортом? На первое место выходит технологическое отставание по ряду направлений», — отмечает Виктор Нетесанов, исполнительный директор Союза работодателей Ростовской области. По сути, он говорит о необходимости создания условий для модернизации, обращая внимание, например, на высокие энерготарифы для предприятий. Заговаривая об экспорте, крупный бизнес вытаскивает на поверхность проблемы промышленной политики вообще. «Если мы хотим развивать экспорт, нужна программа развития промышленности в целом, в том числе доступная для предприятий малого и среднего бизнеса», — соглашается Игорь Бирзула.

АО «АЭМ-Технологии» — структура «Росатома», находящаяся в Волгодонске, производит сложное оборудование для нефтегазовой, атомной отраслей, тепловой энергетики. Основная сложность — отсутствие российских инжиниринговых компаний с необходимым уровнем компетенций в области проектирования оборудования. «В результате при строительстве и модернизации различных НПЗ и ГПЗ привлекаются зарубежные лицензиары и проектировщики, — рассказывает Александр Шубин, руководитель направления продаж ГНХ дирекции по продажам АО “АЭМ-Технологии” (госкорпорация “Росатом”). — Обычно эти компании являются резидентами стран, поддерживающих санкции против РФ. В связи с этим лицензиары выдвигают необоснованные требования — например, использование только зарубежных материалов, применение только западных нормативных документов, диктуют условия по выбору поставщиков оборудования, поддерживая тем самым своих производителей. Как следствие, это ведёт к непредсказуемому увеличению стоимости материалов и работ».

Пути решения проблемы есть — с одной стороны, сформировать реестр российских компаний-аналогов зарубежных подрядчиков, при этом оказывать им господдержку. С другой стороны, необходимо в целом разработать программу государственной поддержки производителей оборудования и материалов, которая бы предусматривала модернизацию и перевооружение существующих производств, строительство новых мощностей.

Предложение о введении пониженных процентных ставок по кредитам для экспортёров или производителей оборудования и материалов, вошедших в список соответствующих качеству международного уровня, в анкетах, заполненных представителями предприятий, прозвучало не раз. А ведь, по идее, РЭЦ уже сегодня должен решать эти вопросы.

«Барьерами для развития экспортной деятельности являются высокая закредитованность предприятий реального сектора, отставание в сфере применения наукоёмких технологий, производства оборудования, в области подготовки высококвалифицированных кадров», — считает Александр Виноградов, генеральный директор компании «Клевер», выпускающей прицепную и навесную технику. Хотя это предприятие нарастило объём экспорта в 2015 году на 34%.

Есть и отдельная, сугубо экспортная тема. Виктор Нетесанов говорит, что предпринимателей чрезвычайно ограничивает существующий запрет на вывоз чёрных и цветных металлов. В то же время благодаря этому запрету и скачку валют Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ) смог серьёзно увеличить объёмы экспорта в 2015 году. Основную долю экспорта предприятия составляет квадратная стальная заготовка — объём заготовки, отправленный на экспорт в 2015 году, вырос на 43%. Вторая позиция — арматура, здесь темпы гораздо выше — 120%. Однако в этой сфере теперь главная задача — удержать нынешние объёмы на фоне укрепляющегося рубля.

Но ситуация на крупных предприятиях-экспортёрах порой диаметрально противоположная. Например, входящий в Трубную металлургическую компанию «Тагмет» в 2015 году сокращал объёмы экспорта труб. Доля экспорта в выручке завода снизилась с 27,3% до 25,5%. Главной угрозой на предприятии называют, помимо спада в нефтяной отрасли, нарастающий в мире протекционизм. Российские производители оказались зажаты между европейскими пошлинами на трубы, дешёвым китайским импортом и снижением темпов газификации на территории СНГ. И путей выхода из ситуации — два: помочь снизить европейские пошлины, либо поддерживать промышленность так, чтобы продукция стала конкурентоспособнее по отношению к китайской.

Снижался в 2015 году экспорт и на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Здесь говорят о том, что одной меры поддержки будет недостаточно — нужен комплексный подход к стимулированию экспорта. Показательно, что даже один из лидеров своей отрасли пока этого подхода не ощущает.

Для многих крупных экспортёров очень важна работа государства на внешних рынках — лоббирование интересов предприятий отечественной экономики. А она ведётся сейчас не лучшим образом. «Один из барьеров — высокие ввозные пошлины в ряде стран и регионов, — рассуждает Игорь Переплётчиков, генеральный директор компании “Атлантис-Пак”, ведущего производителя пластиковой упаковки для пищевой промышленности. — Производители из стран Евросоюза и из иных стран, то есть наши конкуренты, имеют льготы при ввозе продукции, аналогичной нашей, в определённые регионы. Мы же, не имея этих преимуществ, уже на старте проигрываем в ценах при одинаковых входных параметрах. Причина в том, что Евросоюз как организация периодически заключает соглашения об ассоциации, которые обнуляют ввозные пошлины у договаривающихся сторон. Например, Евросоюз со странами Северной Африки не имеет пошлин, Россия — имеет. Необходимо более широкое участие госструктур в снижении нагрузки на российских экспортёров путём договорённостей с другими странами или объединениями стран в рамках ВТО о льготном режиме товарооборота, в идеале — беспошлинном, чтобы иметь равные условия с производителями-конкурентами, которые зарегистрированы вне России».

Отдельная головная боль экспортёра — сложность экспортного документооборота и излишняя суровость госконтроля. Экспортёр рискует оказаться под нажимом правоохранителей за малейшие нестыковки в заявленных и фактических объёмах операций или задержки платежей контрагентов, даже если никакой его вины в этом нет. «Необходимо рассмотреть возможность самостоятельного взаимодействия налогового и таможенного госорганов при подтверждении факта экспорта, — говорит Сергей Романов, директор табачного бизнес-комплекса “Группы Агроком”. — Оптимальный вариант такого взаимодействия представляет собой следующую схему: участник ВЭД подаёт заявление в налоговые органы с указанием номера экспортной таможенной декларации и наименования пункта пропуска на границе, при этом прикладывая заверенную копию экспортной таможенной декларации. Налоговые органы самостоятельно находят декларацию с отметкой пункта пропуска о вывозе товара в базе данных таможенных органов». Основные предложения по целому ряду процессов — автоматизация, сокращение временных издержек. Например, упрощение процедур реимпорта и реэкспорта, чтобы быстрее возвращать бракованную продукцию, переход на электронный документооборот при проведении таможенного оформления.

МСБ начинает с информации и контактов

Если попытаться обобщить проблемы МСБ, то здесь часто говорят не просто о льготном кредитовании, а вообще о доступности какого-либо финансирования. Существенной проблемой малого бизнеса оказываются сам небольшой масштаб операций и при этом отсутствие специальных компетенций для работы с внешними рынками. При этом любая трата очень чувствительна.

Первая проблема, с которой сталкиваются предприятия сегмента МСП — нахождение и установление контактов с зарубежными контрагентами. Их надо, во-первых, найти, а во-вторых, как-то убедиться в безопасности работы c ними, хотя бы в первом приближении. «Нам нужна помощь в проверке наших потенциальных иностранных контрагентов (их платёжеспособность, наличие судебных разбирательств по невозврату долгов), так как самостоятельно их проверить довольно сложно», — поясняет Вячеслав Епифанов, генеральный директор ООО «Молодец».

«Небольшим компаниям очень непросто провести грамотное маркетинговое исследование потенциальных зарубежных рынков, ввиду отсутствия свободных ресурсов для заказа таких аналитических отчётов, не говоря уже о приёме в штат квалифицированных специалистов, способных развивать данные направления, — говорит Роман Лабурцев, генеральный директор АО “ПромТяжМаш”. — Такой же проблемой для небольших компаний является участие в зарубежных выставках и даже организованных центром поддержки экспорта бизнес-миссиях, ввиду существенных затрат на перелёт и проживание». По мнению г-на Лабурцева, экспортёрам из сектора МСБ помогли бы совершенствование работы торгпредств, более детальная проработка экспортных заявок и помощь в проведении маркетинговых исследований. Пригодилось бы и субсидирование затрат, понесённых предприятием на проведение маркетинговых исследований.

Предложение государству субсидировать участие экспортёров в зарубежных выставках — одно из самых частых предложений в анкетах компаний. И, как видим, этот вид поддержки весной появился в линейке РЭЦа. А маркетинговое исследование в центре может заказать бесплатно любая компания-экспортёр. Но при этом о недостатке информации нам говорили постоянно — неизвестно, когда начинается и заканчивается приём заявок на разные формы субсидий, нет открытой информации о том, какие сертификаты на каких зарубежных рынках нужны, об обучающих программах для потенциальных экспортёров. В работе с МСБ роль мощного информационного ресурса сильно возрастает. Впрочем, частных сюжетов ещё достаточно.

«Основным барьером в экспортной деятельности малого бизнеса являются высокие ставки на перевозку товаров как экспресс-службами, так и авиаперевозчиками, — считает Роман Старовойтов, гендиректор ЗАО “Особое конструкторское бюро «РИТМ»”. — Проблематично осуществлять мелкие отправки, когда вес груза — не более 15 килограммов. В то время как минимальный вес и цена за перевозку у авиаперевозчика начинается от 50 кило».

Директор НПП «Монитор» Юрий Попов подтверждает: «Статус таможенного перевозчика в РФ имеет лишь компания DHL, что заставляет нас, возящих небольшие по объёму грузы, прибегать к услугам только этой компании, за счёт чего происходит значительное удорожание комплектации и отгружаемой на экспорт продукции. Ведь не всегда целесообразно отправлять грузы авиалиниями. Часто нужно осуществить отгрузку срочно, а объём посылки небольшой. В этом случае альтернативы недешёвому DHL нет».

По сути, бизнес указывает на нишу, в которой должна появиться качественная B2B-услуга, но пока её нет.

Далее, компаниям МСБ необходима помощь в сертификации. «Сейчас, согласно информации Центра поддержки экспорта, реализуется программа поддержки получения сертификата, — рассказывает Вячеслав Епифанов. — Но сначала ты тратишь деньги, а постфактум тебе эти деньги, возможно, компенсируют. При этом для получения поддержки, например, в размере 220 тысяч рублей с экспортёра требуют план продаж на новом рынке. И если ты запланировал столько-то, а по факту продал меньше, то необходимо эти 220 тысяч вернуть обратно в связи с невыполнением плана. Но проблема заключается в том, что изначально невозможно оценить реальный объём продаж. И возникает вопрос: а обращаться ли вообще за получением субсидии? Я думаю, что здесь надо как-то более гибко подходить к экспортёру».

Центр поддержки экспорта — одна из форм работы РЭЦа в регионах. Центры, как правило, создаются местными исполнительными властями в партнёрстве с РЭЦем на базе существующей инфраструктуры. За минувший год на юге России создано лишь два центра поддержки экспорта — в Ростовской и Волгоградской областях, в ближайших планах — появление такой структуры в Ставропольском крае. На Дону центр открыт на базе местной ТПП. Одна из задач центров поддержки экспорта — запуск обучающих программ. Замысел — научить экспортировать тех, кто не имеет таких компетенций. Часто в малых компаниях задача по работе с внешними агентами взваливается на плечи сотрудников, которые просто не готовы к этому. Но, как рассказывают участники обучающей программы в Ростовской области, её пропускная мощность очень невелика, а реально на курсах сидят не те, кто готовит себя к экспорту, а те, кто реально им занимается. Научиться вовлекать в программы обучения широкие массы МСБ — задача, которую только предстоит научиться решать.

«Нужно снизить цены ТПП! — добавляет Юрий Попов. — Заверить одну копию сертификата происхождения (или любого другого документа) стоит тысячу рублей. Хотя сам сертификат — две тысячи рублей. Сейчас отправляем груз туда, где нужно 11 заверенных копий сертификата происхождения для каждого конечного покупателя оборудования. Сертификат — две тысячи рублей, копии — 11 тысяч».

«Если говорить об экспорте, нужно прежде всего начинать с развития малых и средних производственных предприятий, — считает Игорь Бирзула. — И, конечно же, тогда, когда мы сможем научиться производить и продавать какой-либо продукт на внутреннем рынке, мы уже можем говорить об экспорте. В отношении производителей надо предпринимать конкретные шаги. Мы закупаем импортное оборудование, например, в Китае, Болгарии. Мы платим 10 процентов пошлины и 18 процентов НДС — надо освободить производителей от этих пошлин. Ведь мы не в состоянии купить оборудование у нас, в России. Конечно, когда доллар вырос в два раза, часть рынка перестроилась на некоторых российских производителей оборудования. Но что мы в итоге получили? Это постоянно ломающееся, неработающее оборудование, которое приводит не к росту производительности труда, а к её потере». Резюмируя этот комментарий, нужно сказать о том, что невозможно развивать экспорт там, где нет и долгое время не было промышленной политики. Если интерес к экспорту пришёл надолго, ею придётся заниматься.

Мнение эксперта

Андрей Мелков, руководитель департамента корпоративного бизнеса КБ «Кубань Кредит» ООО:

— На успешное развитие малого и среднего предпринимательства участников ВЭД влияют как внутренние (благоприятный инвестиционный климат внутри страны), так и внешние факторы (политика и внешнеэкономическая стратегия государства, торгово-экономические связи с ведущими странами мира). Важна и конкурентоспособность отечественных компаний сегмента МСБ, ориентированных на мировой рынок. Среди клиентов сейчас популярно дистанционное банковское обслуживание, которое позволяет осуществлять практически все валютные операции, не выходя из дома, или прямо с рабочего места. Объём экспортных операций за последние 3 года в банке «Кубань Кредит» увеличился почти в два раза и в 2016 году составил около 100 миллионов долларов. В 2017 году (январь-ноябрь) этот показатель также продолжает расти, и, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, он вырос на 27 процентов и составил на 1 ноября 96,5 миллионов долларов. В основном отечественные организации экспортируют зерно, рис, рыбу, нут, семена подсолнечника (продовольственные товары) и оборудование для промышленности, натуральные жирные кислоты, газ аргон (непродовольственные товары). География поставок Азербайджан, Армения, Белоруссия, Великобритания, Германия, Грузия, Ирландия, Казахстан, Турция, Сейшелы, Узбекистан, Украина.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!