Информационное агентство / Аналитический центр

ФАС признала ПАО «НМТП» нарушающим закон о конкуренции

07.05.2018 | 10:05
|
854
текст Олеся Меркулова

НМТП ограничивает работу структуры «Роснефти» и «Росморпорта», считает антимонопольное ведомство

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) признала Новороссийский морской торговый порт (ПАО «НМТП») нарушающим закон «О защите конкуренции» по делу о буксирных услугах, следует из опубликованного решения ведомства. Заявление в ФАС было подано структурой «Роснефти» — АО «Роснефтефлот» и «Росморпортом».

С 2018 года порт принял «Руководство по обработке судов» на терминалах ПАО «НМТП» с дополнительными требованиями к буксирам сверх существующего законодательства, подчеркнули в ФАС. Кроме того, порт указал, что буксирные операции могут быть осуществлены только терминалом, что нарушает интересы других игроков, прежде всего Росморпорта.

«Агентские компании, грузовладельцы, судовладельцы и иные лица, осуществляющие деятельность в порту, под угрозой невозможности осуществления погрузки/выгрузки в порту и срыва контрактных обязательств вынуждены отказываться от услуг заявителей (АО «Роснефтефлот», ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал) и заключать договоры на невыгодных для них условиях с ПАО «НМТП», — говорится в решении ФАС. Как сказано в заявлении ведомства, ФГУП «Росморпорт» Азово-Черноморский бассейновый филиал в 2018 году не получило доходов от услуг буксиров в порту Новороссийска за январь-февраль. Это обусловлено тем, что 1 января 2018 года основная стивидорная компания в порту Новороссийск – ПАО «НМТП» — применяет комплексную ставку, включающую в себя услуги по погрузке и выгрузке грузов, швартовку и работу буксиров, что исключает возможность работы буксиров ФГУП «Росморпорт».

В АО «Роснефтефлот» от комментариев отказались. В «Росморпортоме» и ПАО «НМТП» сегодня не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.

Генеральный директор Infranews Алексей Безбородов считает, что НМТП как частное предприятие обязано предъявлять технические требования к клиентам. «Порт не ограничивает субъектов, он, в первую очередь, выставляет технические требования по соответствию буксиров и других судов. А ФАС не последовательна в этом вопросе. Где-то

Публикации по теме:
ведомство выносит решения против буксировщиков, например, в Приморске, где-то смотри сквозь пальцы на все происходящее, как на Дальнем Востоке. ФАС должна создавать единую инфраструктуру общения между условными монополистами и их клиентами, а не создавать разнонаправленные единичные инциденты», — говорит Алексей Безбородов. По его словам, буксирные услуги занимают минимальную долю в выручке порта.

НМТП — крупнейший стивидор в России. С учетом специфики наших портов, он является во многих случаях безальтернативным с точки зрения поставок. Через Мурманск и Дальний Восток дойти до Европы с низкомаржинальной продукцией невозможно без «НМТП» – слишком дорого. Поэтому к нему и повышенное внимание. Нельзя рассматривать «НМТП» только как частное предприятие, это инфраструктурный объект, — не согласен генеральный директор INFOLine Иван Федяков. — Как инфраструктурный объект, «НМТП» должен развиваться, в первую очередь, в интересах хозяйствующих субъектов. Это не значит, что у порта есть презумпция виновности, но внимание к нему должно быть повышенным. Такие случаи могут и должны возникать регулярно, чтобы ситуация находилась под контролером».

Это не первое антимонопольное дело против НМТП. В 2017 году ФАС наложила на компанию штраф в 9,7 млрд рублей из-за установленных в долларах США тарифах на перевалку нефти с 2015 года, из-за чего тарифы необоснованно росли из-за роста доллара США по отношению к рублю. ПАО «НМТП» оспорило это решение в арбитражном суде, который отменил штраф. Но ведомство открыло новое дело по тем же основаниям и добивается штрафа, заявляя, что арбитражный суд отменил его по формальным основаниям, и что вопрос рассматривается в Верховном суде. Дело будет рассмотрено 15 мая.

ПАО «НМТП» владеет тремя портами — Новороссийским портом, портом Приморск и контейнерным терминалом в порту Балтийск Калининградской области.Компания является третьим по грузовым мощностям оператором в Европе. Выручка ПАО «НМТП» в 2017 году составила 899,8 миллионов долларов США, что на 4% меньше, чем в 2017 году. Грузооборот НМТП в 2017 году составил 143,5 млн тонн. Дела ФАС против НМТП являются основными правовыми рисками компании, следует из бухгалтерского отчета ПАО «НМТП» за 2017 год.

50,1% ПАО «НМТП» принадлежит ГК «Сумма» и ПАО «Транснефть» на паритетной основе, 20% акций принадлежит Росимуществу, остальной пакет принадлежит миноритариям. В начале 2018 года «Транснефть» заявила о намерении выкупить долю компании у «Суммы». Но переговоры по сделке были приостановлены из-за уголовного преследования председателя совета директоров ГК «Сумма» Зиявудина Магомедова.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!