Информационное агентство / Аналитический центр

Большинство субъектов СКФО оказались аутсайдерами списка эффективности госзакупок

11.01.2018 | 13:01
|
707
текст Андрей Бакеев

Пять из семи республик Северного Кавказа заняли последние места в рейтинге эффективности госзакупок, который подготовили Аналитический центр при правительстве России и система мониторинга «Закупки 360», следует из информации, размещённой на сайте центра. При этом в ТОП-20 наиболее эффективных вошли три южных региона — Севастополь, Астраханская и Ростовская области. В субъектах РФ с наихудшими показателями с результатами исследования не согласны

Совместный рейтинг был составлен по итогам первого полугодия 2017 года. Эксперты анализировали ситуацию с госзакупками во всех 85 субъектах РФ. Регионы оценивались по пяти основным критериям: конкурентность, экономичность, эффективность планирования, конфликтность и подозрительность закупок. Последний из них — наиболее интересный. Согласно этому «подрейтингу» самые подозрительные закупки происходят в республиках Северного Кавказа. Здесь сильнее других «южников» отличились Ингушетия, Карачаево-Черкессия и Чечня. В ЮФО и СКФО наименее подозрительными, по мнению аналитиков, были закупки в Ставропольском и Краснодарском краях, а также в Астраханской области.

По данным РБК, подозрительность закупок оценивается, исходя из стоимости «одного дня заключенного контракта в регионе» (стоимость контракта в расчёте на один день его исполнения), а также доли контрактов, заключённых с участниками, предложившими максимальную цену при организации конкурса.

По общей сумме баллов в ТОП-20 наиболее эффективных регионов по этому показателю вошли Севастополь (6 место), Астраханская (13-е) и Ростовская области (15-е). А вот в аутсайдерах — сразу пять северокавказских республик: Ингушетия (85 место), Карачаево-Черкесия (84-е), Чечня (83-е), Дагестан (82-е) и Кабардино-Балкария (81-е). Все последние места. Чуть получше ситуация у Калмыкии (78 место) и у Северной Осетии (75-е). Крепким «середнячком» стала Адыгея: у неё 39 место.

Рейтинг эффективности региональных госзакупок был разработан Аналитическим центром при правительстве РФ и компанией «Закупки360» и впервые представлен в 2016 году. Рейтинг, как заверили составители, призван обеспечить «независимую оценку качества и эффективности организации и осуществления закупочных процессов госзаказчиками регионального и муниципального уровней». Напомним, база системы «Закупки 360» содержит данные, размещённые на официальном портале Единой информационной системы в сфере закупок.

«На протяжении всего периода составления рейтинга мы наблюдаем постепенную адаптацию организаторов и участников закупочных процессов к условиям контрактной системы, что проявляется и в увеличении конкуренции в закупках, — объяснил эксперт аналитического центра Антон Волков. — В то же время, остается ряд существенных проблем в сфере госзаказа, в том числе высокая концентрация заключённых контрактов с крупнейшими поставщиками и относительно низкий уровень планирования организаторов закупок, например, в среднем на одну закупку пришлось 0,6 изменений в план-график в первом полугодии 2017 года».

В отличившихся республиках об итогах рейтинга узнали из открытых источников. Представитель министерства экономики Карачаево-Черкесии отметил, что с результатами исследования там знакомы: «Однозначность выводов (о неэффективности закупок) вызывает сомнения, поскольку в самой методике подсчёта есть погрешность. По этому поводу сейчас готовим официальное письмо». «К сожалению, о результатах рейтинга узнали только позавчера, методом мониторинга новостей в интернете. Разбираемся, почему так произошло. На уровне руководства (министерства) уже идёт обсуждение (какие меры надо предпринять по исправлению ситуации)», — неофициально ответили в тендерном отделе минфина Ингушетии.

«В первом полугодии 2017 года только 25% госзакупок прошло централизованно, через наш комитет. 75% — это работа крупных заказчиков (например, таких как "Дагестанавтодор") с самостоятельным определением поставщика, — прокомментировал "Эксперту ЮГ" первый заместитель председателя комитета по государственным закупкам Республики Дагестан Наби Алиев. — Таким образом, из общих 9,3 млрд рублей закупок для госнужд, централизованно проходили только 2,4 млрд. Составители рейтинга оценивали регион в целом, без разделения на централизованные и нецентрализованные закупки. И, несмотря на то, что закупки через комитет показали большую эффективность (средний уровень экономии в шесть раз превысил результат самостоятельных закупок), аналитики правительства России присвоили Дагестану одно из последних мест. Мы вышли на врио главы Республики Владимира Васильева с предложением: с 2018 года все 100% госзакупок проводить централизованно. В правительство Дагестана направили соответствующий проект постановления, который вступит в силу до конца января. Параллельно идет процесс внедрения информационной системы, позволяющей проводить закупки максимально оперативно и эффективно. Кроме того, создаем условия, чтобы закупки малого объема (до 100 тыс. рублей, до 400 тыс. рублей), которые были недоступны для большинства потенциальных поставщиков и осуществлялись заказчиками напрямую (таких закупок в 2017 году было на 1,5 млрд рублей), отражались в специальном электронном магазине. Это приведет к дополнительному стимулированию конкуренции, повысит прозрачность закупок и увеличит экономию бюджетных средств».

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!