Информационное агентство / Аналитический центр

Агрохолдинг «Степь» стремится в крупнейшие экспортёры России

22.11.2018 | 14:11
|
490
текст Андрей Бакеев

Один из крупных землевладельцев Юга намерен почти пятикратно увеличить объёмы зарубежных поставок (до 2,1 млн тонн) и войти в пятёрку крупнейших в РФ экспортёров сельхозпродукции. Для этого компания намерена развивать электронную торговлю зерном, закупать пшеницу у конкурентов и фермеров, строить собственный портовый терминал

О намерении агрохолдинга «Степь» более активно развивать экспорт сельхозпродукции и в текущем сезоне «Эксперту ЮГ» рассказали в пресс-службе компании. Здесь уточнили, что несколько лет подряд «Степь» активно осваивает такую нишу, как агротрейдинг, постоянно увеличивает объёмы от сезона к сезону. «Так, если в 2016-2017году мы продали 140 тысяч тонн зерна, то уже в следующем — увеличили показатель более чем втрое (до 457 тысяч тонн). На сезон 2018/2019 запланировали прирост ещё в 4,6 раза — до 2,1 млн тонн. И специалисты нашего торгового дома активно работают над решением этой задачи», — заверили представители агрохолдинга.

Агротрейдинг, по сути, является для «Степи» новым бизнесом. Стратегия его развития, со слов председателя совета директоров компании Али Узденова, предполагает создание «крупного вертикально интегрированного игрока, занимающего лидирующие позиции по объёму экспорта в России». Работа ведётся в нескольких направлениях. Первое — закупка сельхозпродукции у сторонних производителей. «С 2018 года (наш) агрохолдинг торгует не только собственным зерном, но и сторонним (коммерческим), выступая агрегатором продукции российских сельхозпроизводителейдля отправки на экспорт», — отметил г-н Узденов. По информации торгового дома агрохолдинга, в первой половине этого года объём экспорта сторонней продукции составил всего 60 тысяч тонн, тогда как в текущем сезоне (с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019-го) экспорт коммерческого зерна в «Степи» ожидают на уровне 1,4 млн тонн. Ещё 700 тысяч тонн придётся на зарубежные поставки собственной сельхозпродукции. Основной объём составит продовольственная пшеница четвертого класса. Кроме неё, заграничным потребителям агрохолдинг планирует также отправить ячмень, кориандр, горох, нут, лен и горчицу. Кстати, «Степь» является одной из немногих компаний Юга, которая осуществляет экспорт этих нишевых культур: доставка идёт в контейнерах в такие страны как Индия, Бангладеш, Малайзия и Пакистан.

Второе направление — развитие электронной торговли зерном, в частности, при помощи специализированной онлайн-платформы Smartseeds. Уже состоялась «первая цифровая сделка на российском сельхозрынке»: «Степь» приобрёла у другого холдинга у ГК «Концерн «Покровский» 300 тонн продовольственной пшеницы («четвёрки»). Это при том, что «Концерн «Покровский» сам намерен развивать зернотрейдинг. В «Степи» утверждают, что Smartseeds станет одним из каналов приобретения стороннего зерна для последующей отправки на экспорт. Сумма первой сделки не разглашается. В «Степи» утверждают, что покупка осуществлена по рыночной цене. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) в черноморских портах тонна пшеницы четвертого класса сейчас в среднем стоит 226 долларов (что на 26 долларов выше, чем год назад).

Третье направление развития агротрейдинга — строительство в Азове собственного зернового терминала мощностью не менее 2 млн тонн в год, с перспективой увеличения мощностей до 3 млн тонн. В рамках этого проекта предполагается также и развитие агрохолдингом собственного транспортно-логистического звена.

«Наша стратегия в области логистики и агротрейдинга предусматривает, что к 2020 году совокупный объём экспорта растениеводческой продукции достигнет 3,5 млн тонн, из которых 2,5 млн тонн будет приходиться на стороннее зерно, а 1 млн тонн – на собственное», — резюмировал Али Узденов.

По расчётам гендиректора агрохолдинга «Степь» Андрея Недужко (на главном фото), к 2020 году компания войдет в пятёрку крупнейших экспортеров зерна в России. «Реализация стратегии в сегменте логистики и трейдинга также позволит повысить стабильность бизнеса агрохолдинга и получать дополнительную маржу», — добавил топ-менеджер.

Агрохолдинг «Степь» стремится в крупнейшие экспортёры России

Фото с сайта http://benisonmedia.com

«У агрохолдинга довольно амбициозная стратегия, но цели, которые в ней определены, вполне достижимы, — считает руководитель обособленного подразделения Российского экспортного центра Александр Санеев. — Агоротрейдинг — одно из динамично развивающихся направлений. По итогам девяти месяцев 2018 года экспорт сельхозпродукции через южные порты вырос более чем вдвое. Так что, если у компании есть средства и возможности для развития данного направления (а у “Степи” они есть), то этим действительно стоит заниматься. Однако серьёзные конкурентные преимущества агрохолдинг получит только после введения в строй собственных мощностей по логистике и перевалке. Если посмотрим на пятёрку крупнейших зернотрейдеров России, то практически у всех из них такие мощности есть».

Олег Суханов, руководитель зернового направления Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) также назвал планы «Степи» амбициозными, однако усомнился в их скором выполнении. «В начале текущего сезона компания заявила о намерении поставить на экспорт 2,1 млн тонн зерна и получила соответствующую квоту от Новороссийского порта, — отметил эксперт. — Однако смогут вывезти вдвое меньше: около 1 млн тонн. По нашим данным, в самый пик сезона (с июня по середину ноября 2018 года) “Степь” экспортировала 625 тысяч тонн зерна, тогда как самый крупный трейдер «РИФ» вывез почти в восемь раз больше. Всего же, через южные порты в сезоне 2018/2019 будет отправлено за рубеж около 35 млн тонн зерна, из которых 20 млн тонн уже вывезено. При этом значительную долю оставшегося экспортного потенциала составляет зерно из отдаленных регионов Центрально-Черноземного района, Поволжья и Сибири, поскольку потенциал Юга исчерпан на 65-70%».

По данным ИКАР, сегодня в ТОП-5 российских экспортёров входят ООО «ТД «РИФ» (4,6 млн тонн), международный трейдер Glencore (2,4 млн тонн), «Астон» (2,1 млн тонн), Cargill (1 млн тонн) и «Зернотрейд» (900 тысяч тонн). По оценкам Олега Суханова, эти компании в текущем сезоне увеличат указанные объёмы в среднем ещё на 20% или более. «У каждого из них есть собственная инфраструктура по хранению и перевалке продукции, налаженная логистика и многолетний опыт работы на этом довольно специфическом рынке. «Здесь одного желания продавать — мало, — подчеркнул Суханов. — Нужны надёжные связи с зарубежными партнёрами, умение работать с рисками по качеству, по дефолту поставок и многое другое. Если агрохолдинг “Степь” (у которого пока нет большого экспортного опыта и собственной инфраструктуры) выполнит заявленный объём поставок в 2,1 млн тонн, то он, вероятно, войдет в ТОП-5 российских зернотрейдеров. Но вряд ли это произойдёт в текущем сезоне».

Напомним, «Степь» (входит в АФК «Система») — одна из крупнейших аграрных компаний Юга России (её земельный банк составляет 380 тысяч га). Агрохолдинг развивает бизнес по четырём направлениям: растениеводство, молочное животноводство, интенсивное садоводство и овощеводство. Ключевые активы расположены в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Карачаево-Черкесии. По итогам 2017 года, агрохолдинг собрал рекордный для себя урожай: 1,4 млн тонн.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!