Информационное агентство / Аналитический центр

​Эрик Хансен: после «майских указов» интерес к ScaleUp на пике

04.12.2018 | 11:12
|
188
текст Владимир Козлов

ООО «Центр предпринимательства» с 2016 года развивает бизнес-акселераторы под международным брендом ScaleUp. Программа работает уже в 10 городах России и вызывает все больше внимания со стороны местных властей

Почему акселераторы для предпринимателей не нужны в здоровой бизнес-среде? Каких учебных программ не хватает в вузах? Для чего нужны истории успеха и неудач? Об этом рассказывает заместитель генерального директора ООО «Центр предпринимательства» Эрик Хансен. Его интервью генеральному директору аналитического центра «Эксперт Юг» Владимиру Козлову выйдет в декабрьском номере журнала «Эксперт Юг». Публикуем отрывок.

— Как вышло, что Россия стала одной из передовых стран в развитии движения ScaleUp? В чем именно сейчас заключается передовой опыт?

— Нужно напомнить, что движение ScaleUp призывает фокусировать внимание и ресурсы на действующих компаниях и предпринимателях, у которых есть желание и возможность масштабировать свой бизнес сейчас, в то время как большинство традиционных акселерационных программ сосредоточено на стартапах. Однако стартапы скорее изымают ресурсы из предпринимательской экосистемы, они обычно не получают почти никакого дохода, не платят налоги и не создают рабочие места. И более 90% стартапов терпят неудачу. А программы ScaleUp помогают предпринимателям, уже прошедшим стадию стартапа, получить необходимые навыки, связи и возможности для дальнейшего развития. Такие предприниматели уже создали свой продукт, но нуждаются в компетенциях для дальнейшего роста бизнеса. Во всем мире наиболее распространенной частью программ ScaleUp являются акселераторы ScaleUp, которые длятся от 6 до 9 месяцев и включают в себя передачу знаний, обмен опытом и наставничество. Центр Предпринимательства разработал и использует в России подобную акселерационную программу, включающую все эти три компонента.

Я знаком с основным идеологом движения ScaleUp - Дэниелом Айзенбергом, изучал его опыт реализации программы во многих странах. Модель Дэниела заключается в том, чтобы проводить программу в каждой стране самостоятельно с привлечением местных партнеров. Такой подход, конечно, ограничивает количество проводимых программ. В отличие от модели Айзенберга, мы решили проблему масштабирования программы – это не просто программа, реализуемая нами в одном регионе. "Центр Предпринимательства" предоставляет региональным партнерам все инструменты для того, чтобы они могли самостоятельно реализовывать программу на местах. Это очень важно. Все элементы программы должны быть региональными, а мы только обучаем команду, местных тренеров, проводим семинары по методике наставничества. Наличие такой методологии позволяет запускать акселератор там, где он нужен — это и есть российский передовой опыт.

— Сегодня программа реализуется в десяти городах. Один поток – около 15 предпринимателей. Значит, в идеале в год сегодня в России эту программу проходят около 150 предпринимателей. Это достаточно конкурентоспособные цифры по сравнению с опытом других стран?

— Да. Но вы посчитали только слушателей программы. Вообще-то мы не фокусируемся только на них. Мы считаем всех, кто был вовлечен в работу. В течение одного потока 15 человек получают, по замыслу, прямую выгоду — рост оборотов. Но есть еще и 15 наставников, которые делились своими идеями о том, как развивать бизнес наставляемого. Есть тренеры – действующие предприниматели, отвечающие за компонент обучения; партнеры, привлекающие финансирование и реализующие программу; спикеры, выступающие на нетворкинг-мероприятиях; и участники открытых мероприятий, проводимых в рамках программы.

В каждом городе реализации акселератора ScaleUp мы также рекомендуем нашим партнерам привлекать экспертное сообщество и создавать попечительский совет, состоящий из ключевых игроков предпринимательской экосистемы региона: авторитетных представителей региональной власти и организаций поддержки, принимающих решения по вопросам развития предпринимательства в регионе, а также успешных предпринимателей. Данные эксперты влияют на темпы развития экосистемы предпринимательства в регионе и на выбор эффективных инструментов, к числу которых относится акселератор ScaleUp.

В результате сотни людей в каждом городе участвуют в программе. Это программа не для 15 человек, она служит формированию экосистемы предпринимательства и предпринимательского сообщества в регионе.

— Слово «экосистема» в последнее время прочно вошло в наш лексикон, но не хватает понимания стандартов той экосистемы, которая содействует развитию предпринимательства. По каким вехам принято определять, на какой стадии развития находится та или иная экосистема?

— Главное, что нужно сказать, — для регионов, где есть здоровая экосистема для развития предпринимательства, программа ScaleUp не нужна. Есть места, в которых экосистема сформировалась сама, естественным путем. ScaleUp — это внешний стимул для движения в эту сторону, инструмент для управления этим процессом. Движению ScaleUp в мире всего 5-6 лет. И я не могу сказать, что где-то ее результаты уже привели к тому, что необходимость в программе отпала. Признак здоровой экосистемы — желание бизнеса развиваться, реализовывать проекты в своем регионе, это значит, что местное сообщество позволяет находить средства, кадры, ресурсы на новые проекты. Когда все общаются и понимают, куда они идут, как они могут себя здесь реализовать. В идеале в какой-то момент развития определенного региона программа ScaleUp должна стать ненужной.

— Примеры из зарубежного опыта, которые приводятся, показывают, что там инициаторами программы становятся муниципалитеты или институты развития.

— Да, это очень важно.

— Но в России, как мне показалось, эти структуры не вполне пока поняли, что это такое. Тут скорее вы выступили в этой роли.

— Мы увидели свободную нишу, которой никто не занимается, поэтому выступили инициаторами. Я думаю, даже лучше, когда новую тему начинают развивать частные компании. Но это не значит, что государство не играет роли. Фонды поддержки предпринимательства должны о ней знать, регионы, на мой взгляд, могут брать ее на вооружение.

— Даже в майские указы президента Путина попал тезис о том, что необходимо создавать систему акселерации для малого и среднего бизнеса. Вы видите реальное пробуждение интереса к теме? Кто, на ваш взгляд, в процессе создания такой системы главный локомотив?

— Мы чувствуем повышение интереса. Мы в октябре провели в Нижнем Новгороде Национальную конференцию по обмену опытом участников акселерационной программы «Форум акселерации малого бизнеса», пригласив на нее администрации тех сорока городов, о которых я говорил. Просто написали письма — и представители от десяти городов приехали, то есть, более одной пятой потенциального рынка. Я считаю, что это свидетельство огромного интереса, который создает условия для масштабирования программы уже в следующем году.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!