Информационное агентство / Аналитический центр

«Транснефть» стала основным владельцем НМТП

09.10.2018 | 15:10
|
219

«Транснефть» купила пакет акций ПАО «НМТП» по цене в два раза выше рыночной и стала основным владельцем портов. Фондовая биржа отреагировала ростом акций в 12%

«Транснефть» стала основным владельцем ПАО «НМТП», выкупив пакет акций в 50,1% у ГК «Сумма» (компания владела ценными бумагами на паритетных началах с «Транснефтью») за 750 млн долларов США, соответствующее сообщение опубликовано на сайте компании. «ПАО "Транснефть" закрыла сделку по покупке доли "Новороссийского морского торгового порта" (НМТП) у ГК "Сумма" братьев Магомедовых, которые находятся под следствием», — говорится в сообщении компании. ПАО «НМТП» владеет портами в Новороссийске, Приморске и Балтийске и занимает третье место в Европе по грузообороту. Фондовый рынок на сделку отреагировал положительно — котировки «НМТП» утром после объявления сделки на Московской бирже подскочили почти на 12%, к 13.00 рост акций составлял 8,2%. Мнения аналитиков в оценке стоимости сделки разошлись.

Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев указывает на то, что сумма сделки оказалась почти вдвое выше стоимости акций на бирже. Вечером 8 октября капитализация «НМТП» на Московской бирже составила 124,3 млрд рублей (на 18:45 мск), доля Магомедовых стоила 31,14 млрд рублей, или около $467 млн долларов США. «Цена выглядит очень странной, потому что капитализация компании, исходя из цены акций на рынке, вдвое ниже суммы сделки. Вполне возможно, что изначальная договоренность предусматривала фиксированную сумму, и основные рамки сделки были известны уже в феврале-марте 2018 года», — говорит он.

Напомним, «Транснефть» планировала сделку еще в феврале 2018 года, когда Федеральная антимонопольная служба одобрила компании продажу пакета акций «Суммы». Но переговоры приостановились из-за уголовного дела

против братьев Магомедовых — владельцев ГК «Сумма». Их обвиняют в хищении 2,5 млрд рублей из федерального и регионального бюджета и в организации преступного сообщества.

«Почему стоимость акций является эталоном оценки тяжелой инфраструктуры? Это неадекватный подход. На мой взгляд, сделка вполне рыночная, учитывая ту инфраструктуру, которую приобретает «Транснефть», — отмечает директор отраслевого агентства Infranews Алексей Безбородов.

«Я не считаю, что 750 млн долларов США – это не рыночная цена за крупнейший инфраструктурный объект в логистике России. И думаю, что цена снижена, в том числе, обстоятельствами сделки: основные владельцы находятся под следствием», — добавляет генеральный директор INFOLine Иван Федяков.

По итогам сделки «Транснефть» стала основным владельцем «НМТП». Совокупно компании принадлежит 60,6% акций (10,5% акций «Транснефть» владеет через свою дочку «Транснефть-сервис»). Еще 20% акций принадлежит Росимуществу, оставшиеся – у миноритариев.

Основной актив «НМТП» – порт в Новороссийске, на который приходится большая часть грузов. Основная перевалка – сырая нефть и нефтепродукты. По итогам первого полугодия 2018 года, перевалка сырой нефти во всех портах НМТП уменьшилась на 16,2% — до 37,8 млн тонн (в Новороссийском порту снижение на 13,4%). В то же время перевалка нефтепродуктов увеличилась на 10,3% — до 20,7 млн тонн. Компания связывает снижение перевалки сырой нефти с увеличением загрузки российских НПЗ.

Основной драйвер роста «НМТП» – перевалка зерна, которая выросла в первом полугодии 2018 года на 40% и составила 7,2 млн тонн. В числе генеральных грузов растут черные металлы и чугун — на 6,3%, до 7,6 млн тонн. Консолидированный грузооборот группы «НМТП» за 6 месяцев 2018 года составил 70,5 млн тонн. Выручка ПАО «НМТП» за первое полугодие 2018 года составила 480,4 млн долларов США, что на 7% больше, чем в первом полугодии 2017 года.

«Транснефти» интересен, прежде всего, нефтяной терминал, и, скорее всего, сухогрузы будут выделены из компании, считают аналитики. По словам старшего аналитика ИАА SeaNews Лилии Аксёновой, «Транснефть», вероятно, вернётся к обсуждению темы, которую неоднократно уже озвучивала — это разделение активов порта по профилям. Возможен и другой вариант — поиск нового партнёра. «Вариантов здесь несколько: либо «Транснефть» возьмет на себя непрофильное направление по сухогрузам, либо они организуют дочернюю компанию, либо продаст часть акций в дальнейшем компании, занимающейся сухогрузами. Новороссийский порт — крупнейший в стране, поэтому «Транснефти» будет легко найти покупателя», — говорит Алексей Коренев. «Вряд ли они долго будут держать сухогрузную часть этой сделки. Конечно, они будут уходить от этого», - добавляет Алексей Безбородов.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!