Информационное агентство / Аналитический центр

«Степь» стала шире, холдинг — вертикальнее

25.12.2018 | 17:12
|
319
текст Андрей Бакеев

Второй по размеру земельного банка в ЮФО агрохолдинг в 2018 году заметно усилил свои позиции. Приобрёл новые пашни, открыл молочные фермы, увеличил торговлю зерном. Компания строит амбициозные планы на будущее. Но не все они будут гарантированно выполнены, считают эксперты

В этом году владения агрохолдинга «Степь», входящего в бизнес АФК «Система», расширились с 380 до 401 тысячи гектаров (по сообщениям пресс-службы компании на начало декабря). Как объяснили в компании, расширение происходило в основном за счёт приобретения хозяйств на Юге. Земельный банк компании быстро растёт на протяжении последних лет. В 2016 году — на 208 тысяч гектаров, в 2017-м — на 65 тысяч гектаров, в том числе благодаря приобретению на Ставрополье хозяйств «Заветное» и «Ульяновец». На их покупку, по информации «Коммерсанта», агрохолдинг потратил 1,8 млрд рублей.

«Планы по увеличению земельного банка до 500 тысяч гектаров, озвученные руководством агрохолдинга в конце 2017 года, сохраняются, — рассказывал “Эксперту ЮГ” гендиректор компании Андрей Недужко в октябре. — Мы активно ведём переговоры, рассматриваем ряд проектов, и, скорее всего, до конца года земельный банк будет увеличен. У нас есть два сценария. Первый — 500 тысяч гектаров исключительно на Юге. Второй сценарий предполагает в перспективе года-двух выход в другие регионы России (за пределами ЮФО и СКФО). Мы уже сейчас в стране входим в Топ-10 по земельному банку (вторые на Юге. — “Эксперт ЮГ”). Наша задача — войти в первую тройку».

В ЮФО «Степь» уступает по размеру земельного банка только «Агрокомплексу им. Ткачёва», у которого на Кубани более 640 тысяч гектаров пашни и 1,28 тысячи гектаров садов. А вот что касается России, то здесь ростовскому агрохолдингу конкуренцию составят такие гиганты, как «Мираторг» (676 тысячи гектаров), «Продимекс» (790 тысяч гектаров) и «Русагро» (675 тысяч гектаров). И для «Степи» это явно задача не одного года.

Молоко и зернотрейдинг

В 2018 году «Степь» продемонстрировала активный рост и в других сегментах. Компания усилила традиционное молочное направление. В частности, в октябре заложила в Сальском районе Ростовской области мегаферму на 3,1 тысячи дойных коров (общее поголовье превышает 7 тысяч). Это будет одна из крупнейших на Юге площадок по производству сырого молока (мощность — 33 тысячи тонн в год), в которую «Степь» инвестирует 2 млрд рублей. Альфа-Банк открыл компании «кредитный лимит на десять лет». Ранее, в марте 2018 года, «Степь» запустила ферму на 1,8 тысячи дойных коров (мощность 20 тысяч тонн молока в год) в Краснодарском крае, где у агрохолдинга уже работали четыре молочно-товарные фермы, способные в общей сложности давать 40 тысяч тонн молока в год.

В то же время холдинг стал активно развивать зернотрейдинг. В пресс-службе компании уточнили, что до 2018 года холдинг постепенно осваивал эту новую для себя нишу, увеличивая объёмы «от сезона к сезону». «Так, если в сезоне 2016-2017 мы продали 140 тысяч тонн зерна, то уже в следующем — увеличили показатель более чем втрое (до 457 тысяч тонн). На сезон 2018/2019 запланировали прирост в 4,6 раза — до 2,1 миллиона тонн», — говорят представители агрохолдинга.

Стратегия развития торгового направления «Степи», по словам председателя совета директоров компании Али Узденова, предполагает создание «крупного вертикально интегрированного игрока, занимающего лидирующие позиции по объёму экспорта в России». Работа ведётся в нескольких направлениях. Первое — закупка сельхозпродукции у сторонних производителей. «С 2018 года наш агрохолдинг торгует не только собственным зерном, но и сторонним, выступая агрегатором продукции российских сельхозпроизводителей для отправки на экспорт», — отмечает г-н Узденов. По информации торгового дома агрохолдинга, в первой половине 2018 года объём экспорта сторонней продукции составил всего 60 тысяч тонн, тогда как в текущем сезоне (с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019-го) экспорт коммерческого зерна в «Степи» ожидают на уровне 1,4 млн тонн. Ещё 700 тысяч тонн придётся на зарубежные поставки собственной сельхозпродукции. Основной объём составит продовольственная пшеница четвёртого класса. Кроме неё, заграничным потребителям агрохолдинг планирует отправить ячмень, кориандр, горох, нут, лен и горчицу. Кстати, «Степь» является одной из немногих компаний Юга, которая осуществляет экспорт этих нишевых культур: контейнеры идут в Индию, Бангладеш, Малайзию и Пакистан.

В рамках развития агротрейдинга компания сотрудничает со специализированной онлайн-платформой Smartseeds. В ноябре состоялась «первая цифровая сделка на российском сельхозрынке»: «Степь» приобрёла у ГК «Концерн “Покровский”» 300 тонн продовольственной пшеницы («четвёрки»). В «Степи» утверждают, что Smartseeds станет одним из каналов приобретения стороннего зерна для последующей отправки на экспорт. Сумма первой сделки не разглашается. В «Степи» утверждают, что покупка осуществлена по рыночной цене. По данным Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в черноморских портах тонна пшеницы четвёртого класса сейчас стоит 226 долларов (на 26 долларов больше, чем год назад).

В этом году компания объявила о намерении построить в Азове собственный зерновой терминал мощностью не менее 2 млн тонн в год, с перспективой увеличения до 3 млн. В рамках этого проекта предполагается также и развитие агрохолдингом собственного транспортно-логистического звена.

А в конце ноября стало известно о приобретении «Степью» сразу нескольких активов ростовского «Ростзернотранса» со всеми его «дочками»: ООО «Элеватор “Пролетарский”», ООО ПХП, ООО «Пролетарский КХП», ООО «Новожуковский», ООО «Волгодонский элеватор» и ООО «Азоврыба».

«Наша стратегия в области логистики и агротрейдинга предусматривает, что к 2020 году совокупный объём экспорта растениеводческой продукции достигнет трёх с половиной миллионов тонн, из которых два с половиной придётся на стороннее зерно, а один миллион — на собственное», — резюмирует Али Узденов.

По расчётам Андрея Недужко, к 2020 году компания войдет в пятёрку крупнейших экспортеров зерна в России. «Реализация стратегии в сегменте логистики и трейдинга также позволит повысить стабильность бизнеса агрохолдинга и получать дополнительную маржу», — комментирует топ-менеджер.

Олег Суханов, руководитель зернового направления Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), считает планы «Степи» амбициозными и сомневается в их скором выполнении. «В начале текущего сезона компания заявила о намерении поставить на экспорт 2,1 миллиона тонн зерна и получила соответствующую квоту от Новороссийского порта, — отметил эксперт. — Однако смогут вывезти вдвое меньше: около 1 миллиона тонн. По нашим данным, в самый пик сезона (с июня по середину ноября 2018 года) “Степь” экспортировала 625 тысяч тонн зерна, тогда как самый крупный трейдер “РИФ” вывез почти в восемь раз больше. Всего же через южные порты в сезоне 2018/2019 будет отправлено за рубеж около 35 миллионов тонн зерна, из которых 20 миллионов тонн уже вывезено. При этом значительную долю оставшегося экспортного потенциала составляет зерно из отдаленных регионов Центрально-Черноземного района, Поволжья и Сибири, поскольку потенциал Юга исчерпан на 65-70 процентов».

По данным ИКАР, сегодня в Топ-5 российских экспортёров входят ООО «ТД “РИФ”» (4,6 млн тонн), международный трейдер Glencore (2,4 млн тонн), «Астон» (2,1 млн тонн), Cargill (1 млн тонн) и «Зернотрейд» (900 тысяч тонн). По оценкам Олега Суханова, эти компании в текущем сезоне увеличат указанные объёмы в среднем ещё на 20% или более.

Сладкие перспективы землевладельца

В ноябре в структуру холдинга вошёл торговый дом «Инвестпром-Опт», крупнейший в России продавец сахара и круп. В пресс-службе агрохолдинга утверждают, что «Степь» открывает новое направление (оптовая торговля сахаром) в рамках дальнейшей диверсификации бизнеса. «Команда “Инвестпром-Опт” является одной из самых квалифицированных в отрасли. Компания более 10 лет занимается продажей сахара и бакалеи, в России в целом и на отдельных рынках. Особенно прочные позиции у торгового дома в Сибири и на Юге», — объясняют в пресс-службе.

Помимо сахара, «Инвестпром-Опт» поставляет различные крупы: фасует продукцию под собственным брендом и реализует её через федеральных и местных ритейлеров — X5 Retail Group, «Магнит», «Лента», «Ашан» и другие. Более 30% от общего объёма реализации продукции «Инвестпром-Опта» приходится на Москву и Подмосковье. Сейчас компания продаёт свыше 150 тысяч тонн сахара в год, имеет собственную фасовочную линию мощностью более 60 тысяч тонн в год и логистический комплекс, пропускная способность которого превышает 100 тысяч тонн в год, есть возможность отгрузки продукции на железнодорожный и автомобильный транспорт.

«Приобретение “Инвестпром-Опта” позволит нам вертикально интегрировать свой растениеводческий сегмент (холдинг выращивает в том числе и сахарную свёклу) и диверсифицировать каналы сбыта: выйти с новым продуктом в торговые сети, — говорит Андрей Недужко. — Концепция развития предполагает увеличение объёма реализации сахарной и бакалейной продукции до 250 тысяч тонн в год и более. Это позволит в 2019 году создать возможности для двукратного роста показателей нашего оптового подразделения. В том числе и за счёт синергии новой компании с текущим бизнесом агрохолдинга».

По данным ИАС Seldon.Basis, ООО «ТД “Инвестпром-Опт”» зарегистрировано в Ростове-на-Дону в июле 2004 года. Основная специализация — оптовая торговля сахаром. Гендиректор — Антон Трегубов. По итогам 2017 года выручка трейдера превысила 5,5 млрд рублей, прибыль — 1,4 млн рублей. С ноября 2018 года 100% компании принадлежит одному владельцу — АО «Агрохолдинг “Степь”».

Сумму сделки стороны не раскрывают. По данным компании «ФИНАМ», на начало 2018 года собственники ООО «ТД “Инвестпром-Опт”» оценивали его стоимость в 63 млн долларов (более 4 млрд рублей). «Наша оценка гораздо скромнее: от 1 миллиарда рублей до 1,26 миллиарда рублей, или 15-18,8 миллиона долларов по текущему курсу — это более соответствует рыночной стоимости аналогичных по масштабам компаний, — считает аналитик ГК “ФИНАМ” Алексей Коренев.— Компания входит в число крупнейших в стране оптовиков сахара и бакалеи, несколько лет подряд демонстрировала хорошую динамику, инвестировала в собственную фасовку и склады. Так что сумма сделки вполне может быть в обозначенных нами границах или чуть ниже».

Планы «Степи» почти на две трети увеличить объёмы продажи сахара и круп эксперт оценивает как слишком оптимистичные и считает, что, скорее всего, они будут скорректированы. «Могут возникнуть сложности с реализацией таких объёмов на внутреннем рынке, где ещё совсем недавно мы наблюдали кризис перепроизводства сахара (продукта, на увеличение продаж которого агрохолдинг, как производитель свёклы, делает основную ставку), — аргументирует г-н Коренев. — Так, по состоянию на 1 августа 2018 года избыточные запасы сахара только на заводах в России составляли около 250 тысяч тонн. Уже сейчас новому собственнику “Инвестпром-Опта” надо серьёзно рассматривать внешние рынки как основные, работать над увеличением экспорта. Но и в этом случае в первый год работы объёмы продаж будут процентов на 30 ниже заявленных. На мировых рынках работают десятки крупных трейдеров, с которыми надо научиться конкурировать, а это — вопрос времени».

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!