Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

«Роснефть» определила свои шельфовые перспективы в Чёрном море

18.07.2017 | 11:07
|
427
текст Сергей Кисин

Извлекаемые ресурсы лицензионного участка оцениваются в 1,513 миллиарда тонн условного топлива.

НК «Роснефть» завершила свои комплексные инженерные изыскания на шельфе Чёрного моря на структуре Абрау-Южная лицензионного участка «Туапсинский прогиб». Эта стадия изучения перспективных недр необходима для начала бурения на черноморском шельфе, сообщает "Роснефть". Перспективные запасы участка оцениваются в 1,513 миллиарда тонн условного топлива. Его разработку российский нефтехолдинг первоначально намеревался вести с американской ExxonMobil, сегодня речь идёт о возможном сотрудничестве с итальянским оператором Eni S.p.A. (Ente Nazionale Idrocarburi).

Туапсинский прогиб расположен, преимущественно, на континентальном склоне Черного моря с глубинами дна моря до 2 км. Общая площадь - 11,2 тысяч квадратных километров. В 2007-08 гг. здесь была проведена сейсморазведка 3D на площади 1030 квадратных километров. Она показала порядка 70 перспективных структур на глубинах до 2 километров. По независимой оценке, выполненной компанией DeGolyer & MacNaughton, извлекаемые ресурсы лицензионного участка «Туапсинский прогиб» оцениваются в 1,513 миллиарда тонн условного топлива.

Как сообщал ранее глава российского подразделения ExxonMobil Глена Уоллера, наличие сероводорода на дне Черного моря и большого количества газогидратов не является технологической проблемой для нынешних крупных добывающих операторов. Как раз именно ExxonMobil, которой до недавнего времени руководил нынешний госсекретарь США Рекс Тиллерсон, должна была стать партнёром «Роснефти» по освоению Туапсинского прогиба. Ещё в 2011 году этот участок «Роснефть» предполагала разрабатывать совместно с американской ExxonMobil. Было даже создано совместное предприятие, где российский нефтехолдинг получил - 66,7 %, ExxonMobil - 33,3 %, для работы сразу на трёх лицензионных участках недр в Карском море и Туапсинском лицензионном участке недр в Черном море. При этом американская сторона брала на себя затраты и риски на проведение ГРР.

Однако введение санкций в 2014 году запретили американским компаниям использовать инновационные технологии и оборудование для работы в Арктике, работать на шельфе при глубине моря более 150 м и участвовать в проектах добычи трудноизвлекаемых запасов. Попытка президента Дональда Трампа договориться с конгрессом о послаблении в отношении своего нефтехолдинга ни к чему не привела.

Весной текущего года руководство «Роснефти» и Eni в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Италии Паоло Джентилони подписали соглашение o расширении сотрудничества в сферах добычи, переработки, маркетинга и трейдинга. В частности, речь шла о «закрепление ранее оформленных договоренностей компаний по бурению поисковых скважин в рамках совместных проектов в акваториях Черного и Баренцева морей». В начале десятилетия, ещё до введения западных санкций в отношении России, компании уже договаривались о совместной добыче углеводородов на лицензионном участке Вал Шатского в районе Туапсинского прогиба (шельф Краснодарского края). Если итальянской стороне удастся договорится с Еврокомиссией по вопросу своего участия в черноморском шельфовом проекте, это будет означать провал политики санкций ЕС в России.

Для начала освоения лицензионного участка необходимо было провести ещё комплексные инженерные изыскания.

Как сообщается на официальном сайте «Роснефти», программа исследований включала инструментальную съемку рельефа и визуальное обследование выявленных геологических особенностей морского дна для последующего планирования бурения.
Работы велись с исследовательского судна «Спасатель Демидов» с применением глубоководного телеуправляемого подводного аппарата.
В результате сравнительного анализа полученной информации с данными ранее выполненных изысканий специалисты сделали вывод об актуальном состоянии рельефа дна и динамики донных грунтов на глубоководном проекте «Роснефти».

В настоящее время выполняется анализ полученных данных, который ведёт совместная рабочая группа технических специалистов Компании и Арктического Научного Центра, входящего в состав Корпоративного научно-проектного комплекса НК «Роснефть». Как сообщили в компании, результаты морских комплексных изысканий позволят получить наиболее полные данные для проектирования и строительства скважин на лицензионном участке, в том числе, для обеспечения инженерной защиты и охраны окружающей среды. Детальная информация о составе грунтов на участке позволит специалистам спрогнозировать развитие геологических и инженерно-геологических процессов, а также учесть риски, которые могут возникнуть при бурении.

Согласно первоначально разработанному плану ещё с американской стороной, бурение на Туапсинском прогибе должно было начаться уже в нынешнем году. В настоящее время сроки начала работ будут корректироваться.

«Реальные перспективы черноморского шельфа пока неясны, — считает аналитик «Сбербанк CIB» Валерий Нестеров. — Шельфовые проекты вообще «долгоиграющие», а на Чёрном море у «ЛУКОЙЛа» не получилось на румынском шельфе, неважные данные по залежам на шельфе Турции. На российском шельфе значительная концентрация донной серы, большие глубины, неизвестный пока состав будущей нефти. Всё станет ясно тогда, когда «Роснефть» пробурит первую скважину и покажет реальный дебет (выход нефти)».

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!