Информационное агентство / Аналитический центр

«Перезагрузчик» — роль года для юга России

19.12.2018 | 14:12
|
894
текст Владимир Козлов, Евгений Ракуль, Андрей Бакеев, Олеся Меркулова, Ксения Золотарева

Аналитический центр «Эксперт ЮГ» определился с людьми 2018 года в деловой жизни Юга. Их, как обычно, пять. Для понимания того, что их объединяет, понадобится слово «перезагрузка». Наши герои сделали это со своими компаниями, со своими отраслями, а в отдельных случаях — с восприятием целых сфер деятельности

Уже десять лет Аналитический центр «Эксперт ЮГ» выбирает людей года на юге России, оценивая вклад конкретных личностей в деловую сферу региона. Выбор пяти людей года позволяет фиксировать ключевой тренд в деловой жизни региона, формировать коллективный образ героя. Например, в 2013 году это были абсолютно непубличные фигуры из рядов регионального бизнеса, в 2014-м — администраторы и федералы, в 2015-м — публичные люди, строящие экосистему вокруг своего бизнеса, в 2016-м — капиталисты, верящие в перспективы малой родины и национальной экономики, в 2017 году — исключительно представители федерального бизнеса. В 2018 году картина кажется более сложной.

Глава «АЕОН Корпорейшн» Роман Троценко заявил крупнейшие на Юге инвестиции, которые не только позволят возродить волгоградское предприятие, но и дадут ему возможность войти в число крупнейших компаний региона. Президент «Транснефти» Николай Токарев выкупил долю крупнейшего южного порта, обеспечившую госкомпании контроль над предприятием, и теперь разрабатывает новую стратегию развития этого актива. Гендиректор «Новавинд» Александр Корчагин развернул на Юге крупнейший проект не только по развитию ветроэнергетики, но и по производству оборудования для этой новой отрасли. Роберт Паранянц, непубличный основатель компании «Славянск Эко», вырастил региональную компанию-«газель» в сфере, которая, казалось бы, уже давно поделена между вертикально интегрированными нефтяными компаниями. Владелец и председатель совета директоров «Группы Агроком» Иван Саввиди вовремя и втридорога продал ключевой актив — «Донской табак», и заявил целый веер проектов в пищёвке и девелопменте.

Итак, среди людей года три федерала, в числе которых два представителя госхолдингов и два региональных бизнесмена. При этом двое попали в пятерку благодаря значимым — и даже историческим — сделкам, что для нас впервые. Единый образ собирается при слове «перезагрузка». Это всё люди, перезагрузившие крупные компании и даже целые отрасли на Юге. В отдельных случаях — перезагрузившие отношение к ним. Троценко обновляет волгоградский хипром, Корчагин строит на Юге новую отрасль, Токарев «перезагружает» крупнейшую портовую компанию страны, Саввиди — бизнес группы, входящей в топ-10 на Юге, Паранянц выращивает компанию с выручкой более 70 млрд рублей там, где региональным бизнесменам, казалось бы, вообще не место.

Роман Троценко: метанольное возрождение волгоградского «Химпрома»

«Перезагрузчик» — роль года для юга России

По итогам 2018 года главу «АЕОН Корпорейшн» Романа Троценко можно назвать инвестором, который заявил крупнейший инвестиционный проект на юге России. Слова миллиардера о намерении вложить 1,2 млрд долларов в создание производства на территории волгоградского «Химпрома» стали едва ли не главной сенсацией майского экономического форума в Петербурге. На первом этапе «АЕОН Корпорейшн» намерена в течение 3,5 лет запустить завод по выпуску 1,5 млн тонн метанола в год. По словам Троценко, на следующих этапах производственная цепочка будет продолжена выпуском полиолефинов и пластиков. В итоге предприятие, заявленное как «самый крупный завод по производству метанола в России», станет базой для создания химического кластера. На роль стратегического партнёра проекта владелец «АЕОН Корпорейшн» выбрал японскую «Марубени Корпорейшн». Он подчеркнул, что компания будет выступать в этом проекте не только как поставщик технологий и генподрядчик, но и как партнёр, который будет забирать существенную часть продукции.

По данным открытых источников, это одна из крупнейших в мире универсальных торговых компаний, участник рейтинга Fortune Global 500.

В последние несколько лет интерес к производственной площадке «Химпрома» проявляли прямые конкуренты «Марубени Корпорейшн» — индийские, иранские и китайские инвесторы. Однако до предметных переговоров дело не доходило. А завод остро нуждался во вложениях.

ОАО «Химпром», основанное в 1931 году, — одно из старейших химических предприятий страны, изначально специализировавшееся на боевых отравляющих веществах всех классов. В послевоенное время завод постоянно модернизировали, расширяя номенклатуру мирной продукции. В новейшей истории завод занимал лидирующие позиции на рынке метиленхлорида — 70%, и карбида кальция — 60%. Половину производимого в России хлороформа также выпускало волгоградское предприятие. До 2008 года контрольным пакетом акций (51%) «Хипрома» владело государство. В 2008 году о намерении выкупить 25% акций заявила госкорпорация «Ростех». Планировалось, что совместно с «Ренова Оргсинтез», которой принадлежали 34% акций завода, компании создадут совместный химический холдинг. Однако уже в 2009-м началось банкротство химического гиганта. В 2012 году предприятие признали несостоятельным.

Возглавивший Волгоградскую область в 2014 году Андрей Бочаров выступил против ликвидации и консервации «Химпрома», на которых настаивала госкорпорация «Ростех». К ноябрю 2016 года под угрозой увольнения оказались порядка пяти тысяч сотрудников предприятия. Губернатор провёл ряд встреч на федеральном уровне, в том числе и с премьер-министром Дмитрием Медведевым. Предметом обсуждения было использование площадки для открытия новых производств. Однако чёткой программы возрождения предприятия у власти не было. И здесь японские связи Троценко сыграли немаловажную роль.

Главный аналитик ЗАО «Креон Энерджи» Мария Дубинина считает, что Роман Троценко нашёл потенциального инвестора именно под метанольный проект, так как посчитал эту нишу потенциально выгодной. По мнению эксперта, сейчас в России складывается благодатная ситуация для появления таких предприятий. В 2017 году производство метанола выросло более чем на 9%, его потребление — на 8%, экспорт (составляет 40% отечественного метанола) — на 11%. Основными потребителем продукта являются страны Северной Европы. По данным ЗАО «Креон Энерджи», мощности крупнейших действующих метанольных заводов — «Метафракса», «Сибметахима» и «Томета» — загружены на 90%. При этом их возможности к расширению ограничены, а спрос постоянно растёт. «Приоритетным направлением экспорта для завода в Волгограде может стать Южная Европа с двухмиллионной ёмкостью рынка, поставки в которую могут осуществляться через Волго-Донской канал, Чёрное море, Босфор и Средиземное море», — подчёркивает Мария Дубинина.

Развитие «Химпрома» — не единственный проект Романа Троценко в Волгоградской области. В 2018 году компания «Новапорт» (входит в «АЕОН Корпорейшн») запустила новый пассажирский терминал международного аэропорта «Гумрак» в Волгограде (на 38% принадлежит «Новапорту»). Совокупный объём инвестиций в проект составил 6 млрд рублей, из них 2 млрд — средства инвестора, остальное — бюджетное финансирование. Терминал площадью пять тысяч квадратных метров, рассчитанный на обслуживание до 1450 человек в час, возвели в рамках реконструкции к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Открытию терминала предшествовало строительство новой взлётно-посадочной полосы длиной 2800 метров и шириной 48 метров, а также перрона на 16 воздушных судов. Техническое переоснащение позволило аэропорту получить II категорию ИКАО, то есть принимать самолёты класса до «Boeing-737» в сложных метеоусловиях. Как заявил на открытии терминала Роман Троценко, цель Волгограда — подняться минимум на 6 пунктов в рейтинге российских аэропортов. «На сегодняшний день Волгоград находится на 26 месте по количеству пассажиров. Мы уверены, что через два года войдём в двадцатку аэропортов России», — подчеркнул он.

Николай Токарев: государственный разворот крупнейшего порта

«Перезагрузчик» — роль года для юга России

Президент ПАО «Транснефть» Николай Токарев в 2018 году закрыл сделку по покупке доли «Новороссийского морского торгового порта» (ПАО НМТП) за 750 млн долларов у группы «Сумма» Зиявудина Магомедова, сконцентрировав тем самым у «Транснефти» 60,6% акций крупнейшей в России стивидорской компании. Сделка закрывалась на фоне уголовного преследования против Магомедова

Николай Токарев — фигура для российского госбизнеса масштабная. Генерал-майор ФСБ, работавший с Владимиром Путиным в ГДР, он 11 лет возглавляет национального оператора нефтепроводов «Транснефть». С прессой общается неохотно: за несколько лет дал всего пару интервью в государственных СМИ.

ПАО «НМТП» — крупнейшая портовая группа в России и третья по грузообороту в Европе. Владеет портами в Новороссийске, Приморске и Балтийске, но основной объём перевалки по всем категориям грузов реализует в Новороссийске. Юрлицо группы тоже зарегистрировано на Кубани. НМТП занимает 21 место в рэнкинге крупнейших компаний ЮФО за 2017 год Аналитического центра «Эксперт ЮГ».

За 9 месяцев 2018 года объём всего грузооборота — 105,2 млн тонн, из которых 75,5 млн тонн — нефть и нефтепродукты. Через порты НМТП также проходят зерно, масла, чёрные и цветные металлы, химические грузы, контейнеры и т.д. Выручка НМТП за этот период составила 712,5 млн долларов (+7,7%).

В НМТП «Транснефть» зашла в 2011 году, выкупив 50,1% акций вместе с главой «Суммы» Зиявудином Магомедовым у совладельцев аэропорта «Шереметьево» Александра Понаморенко и Александра Скоробогатько через кипрский оффшор Novoport Holding. Пакетом «Сумма» и «Транснефть» владели на паритетных началах. Сделкой хвастался и Зиявудин Магомедов. «Наши отношения с “Транснефтью” — один из самых удачных примеров частно-государственного партнерства», — говорил он в 2012 году. А уже в 2013 году у партнёров начались разногласия. В «Транснефти» считали, что «Сумма» игнорирует позицию нефтяника в решениях совета директоров НМТП. Обвинения посыпались с обеих сторон. «Транснефть» и «Сумма» стали публично говорить о разделе актива либо о его консолидации в одних руках. «Траснефти» должны были отойти наливные терминалы, а «Сумме» — инфраструктура по сухим грузам. Но в корпоративный конфликт ввязался третий акционер — «Росимущество», которому принадлежит 20% акций НМТП, и в 2016 году стороны отказались от взаимных претензий.

А в начале 2018 года «Транснефть» сделала «хорошее предложение» «Сумме». ФАС одобрила покупку доли «Суммы» «Транснефтью» в феврале 2018 года, но процессы пришлось приостановить из-за уголовного преследования главы «Суммы» Зиявудина Магомедова. Тем не менее, в октябре 2018 года сделка была закрыта. «Транснефть» назвала её стоимость — 750 млн долларов, обе стороны сочли сделку рыночной и справедливой. Акции НМТП на Московской фондовой бирже в день сделки выросли на 12%.

В «Транснефти» сразу же объявили о разработке новой стратегии НМТП, хотя компания только в 2017 году приняла пятилетнюю инвестиционную программу на 65 млрд рублей. «Мы не новые инвесторы в НМТП, мы очень хорошо понимаем этот бизнес. Мы прекрасно понимаем, как развивается порт, в ближайшее время вместе с руководством порта предложим стратегию развития», — заявил в октябре вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин. Сам Николай Токарев подчеркнул, что готов развивать порты не только по нефтяному направлению. «Это само по себе предприятие громадное, с годовой чистой прибылью несколько сотен миллионов долларов. Оно вполне самодостаточное, с перспективой развития. Мы заинтересованы в том, чтобы этот потенциал полностью задействовать», — комментировал он сделку журналистам.

Александр Корчагин: главный по южной ветроэнергетике

«Перезагрузчик» — роль года для юга России

Одним из главных трендов уходящего года можно с уверенностью назвать ветроэнергетику. Основные игроки рынка перешли от слов к делу. На Юге началась реализации ранее заявленных проектов, как по строительству ветропарков, так и по локализации производства ветроустановок (ВЭУ).

Первым к реальному воплощению на Юге своей инвестпрограммы приступило АО «Новавинд» — дивизион ГК «Росатом», специализирующийся на развитии ветроэнергетики.

Компания была основана в сентябре 2017 года с уставным капиталом 1,1 млрд рублей. К 2022 году она намерена построить в Ростовской области, Краснодарском крае и Адыгее ветропарки суммарной мощностью более 700 МВт. Объём инвестиций составит около 75 млрд рублей. Кроме того, в 2019 году компания запустит на «Атоммаше» (в Волгодонске) завод по выпуску необходимых для ВЭУ ступиц, гондол, генераторов и систем охлаждения (всё — по технологии голландской Lagerwey). Ежегодно новое предприятие будет выпускать около 100 комплектов. На реализацию этого проекта «дочка» «Росатома» потратит ещё 5 млрд рублей. Как заявили «Эксперту ЮГ» в пресс-службе АО «Новавинд», сейчас и строительство первых ветропарков (в Адыгее), и организация сборочного производства (на Дону) идут полным ходом.

За этими проектами стоит команда специалистов госкорпорации во главе с Александром Корчагиным. За девять лет работы в «Росатоме» Александр Корчагин смог проявить себя как разработчик перспективных программ и топ-менеджер. Он — один из авторов стратегии развития энергетического бизнеса госкорпорации до 2030 года, где ветроэнергетика зафиксирована как одно из приоритетных направлений. Кроме того, Корчагин разработал концепцию управления неатомным энергетическим комплексом, к которому относятся и объекты «зелёной энергетики». Она, в частности, предусматривает создание в России до 2022 года сети ветропарков совокупной мощностью 970 МВт и необходимой производственной инфраструктуры. Общий объём финансирования топ-менеджмент «Росатома» оценивает в 2 млрд долларов (около 130 млрд рублей по текущему курсу). В итоге, два года назад, по поручению руководства «Росатома», Корчагин возглавил первый в России проект производства ВЭУ и строительства ветроэнергетических станций. Год спустя он перерос в отдельную компанию («Новавинд»), а руководитель проекта занял в ней пост гендиректора.

По словам Александра Корчагина, юг России является приоритетным регионом как с экономической, так и с социальной точки зрения. «”Росатом”, с учётом локализации в Волгодонске производства (компонентов для “ветряков”), создаст в регионе около одной тысячи рабочих мест. Это — хороший старт для развития новой отрасли и диверсификации портфеля госкорпорации в безуглеродном сегменте энергетики», — уверен глава «Новавинда».

На проектную мощность 250 МВт в год и уровень локализации производства не менее 65 процентов волгодонский завод выйдет в течение 2019 года, добавляет в беседе с «Экспертом ЮГ» заместитель Корчагина по развитию Эмин Аскеров. «Пока речь идёт только об импорте технологии. Однако у нас подписано соглашение, предусматривающее совместные с Lagerwey разработки. И, скорее всего, они будут, поскольку рынок ветроэнергетики не стоит на месте», — говорит г-н Аскеров. С его слов, сначала произведёнными в Ростовской области «ветряками» будут доукомплектовывать парк в Адыгее, который сейчас строится и куда пока поставляются исключительно импортные компоненты для ВЭУ (всего здесь будет установлено 60 «ветряков» на 150 МВт энергии). Затем волгодонские комплекты прибудут на площадки ветропарков Кубани, строительство которых начнётся уже в следующем году. Только в этих двух регионах Юга «Новавинд» обязуется построить ветропарки на 610 МВт с общим объёмом инвестиций порядка 60 млрд рублей. Все затраты топ-менеджмент компании планирует окупить за 15 лет.

«К 2020 году степень локализации производства в Волгодонске составит уже 80 процентов, — цитирует Александра Корчагина пресс-служба компании. — Кроме того, соглашение с правительством Ростовской области (подписано в феврале 2018 года. — “Эксперт ЮГ”) позволяет нам оперативно проработать и возможность строительства в донском регионе ветроэлектростанций, что упрощает логистику программы на начальном этапе освоения эксплуатационных технологий». Таким образом, объём инвестиций в донские проекты атомной «дочки» вырастет втрое: с 5 млрд рублей до 15 млрд.

Кроме АО «Новавинд», аналогичные проекты реализуют на Юге и компании «Энел Россия» и УК «Ветроэнергетика» (управляет Фондом развития ветроэнергетики, учреждённым ПАО «Фортум» и АО «Роснано»). При этом «Роснано» совместно с «Северсталью» и испанской Windar Renovables S.L. создала СП «Башни ВРС», отвечающее за локализацию в Ростовской области производства башен для «ветряков» (предположительно, на базе завода «Красный котельщик» в Таганроге). Совокупный объём инвестиций в организацию этого производства превысит 750 млн рублей. Но «Новавинд» серьёзно опережает своих конкурентов и по объёмам финансирования, и по степени готовности проектов.

Роберт Паранянц: бензиновый король Славянского района

«Перезагрузчик» — роль года для юга России

В этом году топ южных быстрорастущих компаний-«газелей» пополнило ООО «Славянск Эко». Эта компания за короткое время, начиная с 2013 года, стала одним из главных предприятий нефтеперерабатывающей промышленности Краснодарского края, основой которой является Славянский НПЗ мощностью переработки 3,5 млн тонн нефти в год. В прошлом году предприятие заявило о планах по увеличению объёмов нефтепереработки до 5 млн тонн, собираясь инвестировать 7,7 млрд рублей. Это поставит его в один ряд с крупнейшими НПЗ Краснодарского края (Туапсинским, Афипским, Ильским и Краснодарским). Темпы его развития заставляют пристальнее взглянуть на владельца предприятия.

По данным «СПАРК-Интерфакс», собственником ООО «Славянск Эко» значится Валерий Паранянц (18,1% — напрямую, остальное через ООО «Фарвартер»). Однако создание предприятия и его становление в крае связывают с родным братом Валерия Паранянца Робертом, который сегодня является депутатом регионального законодательного собрания. На предприятии он занимает скромную должность директора по производству. «В действительности, он в целом контролирует деятельность компании, а брат Валерий отвечает за общее оперативное руководство», — отмечает сотрудник «Славянск Эко» и один из бывших сотрудников администрации района.

Уроженец Славянска-на-Кубани Роберт Паранянц в 1989 году окончил среднюю школу, после службы в армии организовал ТОО «Ника», которое занималось продажей бензина. Собственно, сеть АЗС «Ника» и стала первым опытом топливного бизнеса для начинающего игрока рынка. Фактически компания владела несколькими АЗС и топливными станциями на юге Краснодарского края. Близость к южным портам, динамичное развитие экспортных поставок нефти из России, а также возрождение добычи нефти в районе подтолкнули Роберта Паранянца к созданию собственной нефтеперерабатывающей компании.

Для Славянского района Кубани добыча нефти и нефтепереработка — одни из ключевых отраслей. В промышленных масштабах нефть здесь стали добывать ещё в середине 60-х годов XX века на Анастасиевско-Троицкой площади. Здесь было освоено около ста скважин. Из-за очень высокого качества и малого содержания инородных примесей нефть, добытую на этой площади, называют «белой». К концу 80-х годов прошлого века в добыче начался спад — прежние методы устарели, поэтому требовались новые технологии. Как указано в книге «Славянский район: историко-географические сведения» Богдана Фуфалько, для восстановления объёмов добычи нефти и газа на территории всего района велась интенсивная разведка новых месторождений. Она увенчалась успехом — в 90-е годы было разведано и начало планомерно разрабатываться новое Славянско-Морозовское месторождение нефти и газа. Сегодня нефть в Славянском районе добывают ОАО «НК Роснефть» и ООО «Кубаньгазпром».

В 2006 году на южной окраине Славянска-на-Кубани появилось предприятие, которому впоследствии суждено было стать главным активом семьи Паранянц — Славянский битумный завод. Новый завод стал производить топочный мазут, судовое и печное топливо, а также битумный гудрон, который используется для строительства дорог. По тем временам это было довольно передовое производство, выпускающее широкий ассортимент продукции. Предприятие стало развиваться быстрыми темпами, став одним из самых динамичных в Славянском районе. В 2010 году Роберт Паранянц создаёт Русскую нефтяную компанию, основным видом деятельности которой, по данным «СПАРК-Интерфакс», стала добыча сырой нефти. Однако, судя по финансовым показателям компании, это направление развивается слабо (выручка за 2017 год 14 млн рублей, чистый убыток 31,5 млн рублей). Впрочем, уже в 2011 году ООО «Славянский битумный завод» было реорганизовано в ООО «Славянск Эко». В итоге в реконструкцию битумного завода было инвестировано свыше 7 млрд рублей, что позволило сделать на его базе современное нефтеперерабатывающее предприятие. Основное конкурентное преимущество НПЗ — близость к портам Азово-Черноморского бассейна и к магистральным трубопроводам «Транснефти», что обусловило и ориентированность на экспорт выпускаемой ими продукции не самых высоких переделов.

Сегодня в холдинге Паранянца «Славянск Эко», который включает в себя 12 предприятий, работает около 2 тысяч человек. Холдинг занимается добычей и переработкой нефти, а также продажей нефтепродуктов во всём ЮФО, а также в части СКФО. В состав его входят 80 автозаправочных комплексов, расположенных в Краснодарском крае и Ростовской области. Главная компания холдинга — ООО «Славянск Эко», выручка которого с 2013 года увеличилась в 8,9 раза, составив по итогам 2017 года 71 млрд рублей. Чистая прибыль за этот же период «подросла» в 52 раза — до 2,1 млрд рублей.

«Ключевыми, с точки зрения выживания независимых НПЗ, остаются размер, глубина переработки, долговая нагрузка и региональное расположение», — рассказывал «Эксперту Юг» заместитель директора группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. По его словам, с точки зрения размера для выживания НПЗ в нынешних условиях минимальный размер переработки должен достигать пять-шесть миллионов тонн в год (по сравнению с тремя - тремя с половиной миллионами до 2014 года). Глубина переработки стала критически важным параметром в связи с резким падением рентабельности производства мазута после повышения экспортных пошлин на него. Таким образом, планируемая реконструкция завода и доведение глубины переработки нефти на нём до 95% — вполне своевременное решение, которое позволит братьям Паранянцам укрепить позиции на экспортном рынке и увеличить объёмы розничных продаж.

Иван Саввиди: крупнейшая частная сделка и веер проектов

«Перезагрузчик» — роль года для юга России

Владелец ростовской «Группы Агроком» Иван Саввиди в 2018 году совершил, пожалуй, самую удачную сделку в своей жизни. В условиях падения выручки компании в 2017 году на 41%, ежегодного падения рынка на 6-8%, двукратного роста объёма нелегальных сигарет он, тем не менее, продал «Донской табак» за 100 млрд рублей японскому табачному гиганту Japan Tobacсo. Иван Саввиди сосредоточился на перерабатывающем индустриальном кластере, в который инвестирует не менее 9 млрд рублей, а также на девелопменте.

«Донской табак» долгие годы был локомотивом «Группы Агроком». Мощности производства «Донского табака» позволяют производить до 45 млрд сигарет ежегодно. Это единственная в России табачная фабрика с такими объёмами. «Донскому табаку» удалось закрепиться на рынке, который давно принадлежит транснациональным компаниям. По данным ГК «Финам», в 2017 году на Japan Tobacсo пришлось около 33,24% российского рынка табачных изделий, на Phillip Morris — 28,83%, на BAT — 21,36%, на «Донской табак» около 7,41%, на Imperial Tobacco — 6,48%.

Но рынок сигарет в России сокращается пятый год подряд. И если другие рынки сдерживают только падающие доходы населения, то табаку войну объявило и государство, которое постоянно повышает акцизные ставки. Усиливающийся тренд на здоровый образ жизни также бьёт по табачникам. По оценкам аналитического агентства BusinesStat, в 2013-2017 годах натуральный объём продаж табачных изделий в России снизился на 28,6% — с 18,3 до 13,1 млрд упаковок. Агентство прогнозирует падение легальных продаж сигарет до 2022 года ещё на 32,7%. Одновременно растёт рынок нелегальных сигарет.

На таком фоне в марте 2018 года Иван Саввиди объявил о продаже «Донского табака» за 1,6 млрд долларов (около 100 млрд рублей с учётом долговой нагрузк и в 10 млрд рублей) Japan Tobacсo, которой российская фабрика нужна для увеличения доли рынка до 40%. Аналитики считают сделку крайне удачной, если учесть, что выручка предприятия в 2017 году составила 14,4 млрд рублей. «Стоимость компании, с учётом её долговой нагрузки, мы бы оценили в диапазоне 15,5-19,4 миллиарда рублей. На этом фоне цена в 1,6 миллиарда долларов, предложенная Japan Tobacco Inc., выглядит более чем привлекательной», — говорит аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.

Иван Саввиди стал строить диверсифицированный холдинг на базе «Донского табака» с конца 90-х. Среди других крупнейших активов «Группы Агроком» — ростовский колбасный завод «Тавр» (7,2 млрд рублей выручки в 2017 году) с 20% долей южного рынка колбасных изделий и крупнейшее российское производство пищевой упаковки «Атлантис-Пак» (6,4 млрд рублей выручки в 2017 году). В эти производства Саввиди активно инвестирует. Так, «Группа Агроком» строит сейчас в Южно-Батайском индустриальном парке новый колбасный завод мощностью 150 тонн переработки мяса в сутки за 3 млрд рублей, чтобы вынести за черту города «Тавр». В Южно-Батайском индустриальном парке планируется производить не только готовую продукцию, но и полуфабрикаты.

Второй инвестиционный проект «Группы Агроком» в Южно-Батайском индустриальном парке — строительство второй очереди завода «Атлантис-Пак» мощностью 5,2 тысячи тонн готовой продукции в год за 3,7 млрд рублей, где будут производить барьерную плёнку для упаковки скоропортящихся пищевых продуктов. Кроме того, компания планирует построить здесь же крупный логистический комплекс стоимостью 1,5-2 млрд рублей для «Тавра» и «Атлантис-Пака».

Вынос производств за пределы города сделал Ивана Саввиди ещё и девелопером. Первый его проект в этом направлении — реновация табачной фабрики в центре города под креативное коммерческое пространство. Благодаря «Группе Агроком» Ростов-на-Дону не остался без пятизвёздного отеля к ЧМ-2018 — холдинг достроил Radisson Blu, заброшенный группой «Донской причал», инвестировав в проект более 600 млн рублей. Официально он открылся в мае 2018 года и принимал членов группы ФИФА. «Группа Агроком» же «подобрала» и другой проблемный объект — пятизвёздный Hyatt Regency Rostov Don-Plaza, строившийся к чемпионату и ставший долгостроем из-за финансовых проблем и судебных споров предыдущих инвесторов — Игоря Горина и Вадима Варшавского. Отель компания планирует достроить в 2019 году, инвестировав в него до 8 млрд рублей. Наконец, именно Саввиди построит гандбольный центр «Гандбол Арена» на 4,5 тысячи человек на территории спортивного кластера возле стадиона «Ростов Арена» за один миллиард рублей — как только федеральные власти отдадут эту землю региону. ■

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!