Информационное агентство / Аналитический центр

«Образ предпринимателя на Юге»: текстовая версия конференции

26.02.2019 | 19:02
|
384

О том, как вовлекать людей в бизнес, шла речь на конференции «Образ предпринимателя на Юге: страх своего дела и стратегии его преодоления», организованной Аналитическим центром «Эксперт Юг». Представляем текстовую версию конференции. Видеоверсию можно посмотреть по ссылке.

Владимир Козлов: Уважаемые коллеги, добрый день! Меня зовут Владимир Козлов. Я генеральный директор Аналитического центра «Эксперт Юг». Благодарю вас за то, что откликнулись на наше приглашение принять участие в работе конференции «Образ предпринимателя на Юге: страх своего дела и стратегии его преодоления».

Хочу несколько слов сказать о том, откуда эта тема взялась и почему мы её поднимаем именно сейчас в этом регионе и в таком составе. Долгое время проблема вовлечения в предпринимательство не являлась у нас в стране фронтом для работы. Существовала сфера для поддержки малого и среднего бизнеса, но не стояло задач увеличивать количество предпринимателей. Не обсуждались инструменты этого вовлечения. Некоторое время назад вектор работы стал ощутимо меняться: сначала появилась стратегия развития малого и среднего предпринимательства, потом появились майские указы, по результатам которых появился национальный проект по малому и среднему предпринимательству. И один из существенных блоков этого проекта – это создание системы акселерации малого и среднего предпринимательства, то есть системы выращивания бизнеса.

На прошлой неделе закончился сочинский форум, на котором тема вовлечения в предпринимательство была одной из ключевых и рассматривались лучшие практики региона.

Основная наша задача сегодня – посмотреть, с чем нужно работать для того, чтобы более эффективно вовлекать в предпринимательство. Нас ждёт большая информационная кампания по улучшению образа предпринимателя, поэтому решили её начать с анализа.

Этот проект у нас стартует с публичного обсуждения. В первой части у нас будут доклады. Для этих докладов мы специально пригласили людей, которые проводят глобальные, федеральные и собственные исследования на эту тему. В первой части мы попытаемся обозначить круг идей и проблем, с которыми нам придётся работать. А во второй части мы уже попытаемся поговорить, подискутировать в режиме круглого стола.

Я очень рад тому, что, несмотря на заседание правительства Ростовской области, к нам присоединился Евгений Сергеевич Дорошенко замминистра экономики Ростовской области.

Евгений Дорошенко: Этот год действительно знаковый для предпринимательства, потому что один из национальных проектов – это малое и среднее предпринимательство, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. Разработано пять федеральных проектов. Наш губернатор уже подписал региональные проекты, поэтому по этой части будет как материальная, так и информационная поддержка. Будут продолжаться обучающие семинары, тренинги и консультации.

Сегодняшняя площадка крайне своевременна, мы бы тоже хотели услышать разные мнения. Запланированные нами проекты достаточно гибкие, поэтому мы сможем менять тематику и подходы. Желаю всем удачи, с удовольствием приму участие в этой дискуссии!

Владимир Козлов: Спасибо! Я хочу сказать, что конференция проходит при поддержке Центра экономического развития Ростовской области, а также благодаря партнёрам проекта: компании «Amway», банку «Центр Инвест», Гарантийному фонду Ростовской области.

Предлагаю начать работу. Хочу представить нашего гостя – Валерия Валерьевича Фёдорова, гендиректора «Всероссийского центра изучения общественного мнения». Мы попросили Валерия сделать доклад по восприятию предпринимательства в России. ВЦИОМ регулярно проводят исследования и имеют богатую базу для наблюдений.

Валерий Фёдоров: Добрый день! Главный проект – это изучение инвестиционного климата в регионах России, ежегодный рейтинг инвестиционного климата, который проводится «АСИ» и основан на опросах десятков тысяч предпринимателей по всей стране. Все данные, которые я сегодня буду озвучивать, – они получены «ВЦИОМ» в ходе наших двух регулярных исследовательских проектов: это ежемесячный экспресс-опрос в режиме «face to face», 1600 человек мы опрашиваем, и ежедневный опрос «Спутник», тоже 1600 человек, но уже по телефону.

Начнём с отношения к предпринимателям. Наши исследования показывают, что отношения к ним различаются. Мы видим, что порядка 90% говорят, что «отношусь хорошо» либо «скорее хорошо». И только 8% выбирают «отношусь плохо». Если говорить о крупном бизнесе – то плохо к нему относятся 28% , хорошо относятся порядка 67%. Отношение всё-таки сдвинуто в позитивную сторону, но позитив не так ярко выражен. Кто относится к крупному бизнесу лучше – так это самая молодая группа: 18-24 года. Те, кто о приватизации и о том, как наш крупный бизнес получил основную долю активов, либо не знают вообще, либо считают, что это что-то относящееся к эпохе Ивана Грозного. Конечно, старшее поколение имеет более скептичную точку зрения просто потому, что значительная часть формирования процессов этого крупного бизнеса, его походов в политику и так далее происходила на их глазах и в общем-то никаких позитивных воспоминаний о себе это не оставило. Что касается малого предпринимательства, здесь мы можем посмотреть динамику отношения к нему за последние 10 лет. Как мы видим из графика, отношение к предпринимательству улучшилось за это время.

Сегодня отношения к бизнесу скорее позитивное в России, чем негативное. Причём здесь есть динамика в лучшую сторону. Если говорить о малом и среднем бизнесе – то он однозначно находится в зоне общественного одобрения. У крупного бизнеса дела похуже, но тоже не радикально: две трети опрошенных хорошо относятся и к нему. Доверие к профессии предприниматель не сформировано пока, хотя растёт. По-прежнему доля не доверяющим бизнесменам превышает долю доверяющих.

Роль бизнеса в российском обществе и социальный эффект от него выражается прежде всего в создании рабочих мест. Три четверти опрошенных полагают, что деятельность предпринимателей идёт скорее на благо нашего общества: «Хотим отправлять своих детей на предпринимательскую стезю, считаем эту профессию высокодоходной и достаточно статусной. А чтобы бизнес наш жил лучше, следует разобраться с бюрократией чрезмерной, снизить сверхвысокие налоги».

Владимир Козлов: Судя по презентации, не сформировано представление о предпринимателе как о профессии. Вопрос в области задач: нужно ли ставить задачу по формированию профессии «предприниматель» как одной из любых существующих?

Валерий Фёдоров: Спасибо за вопрос. Мне кажется, что неплохо было бы перепозиционировать образ предпринимателя и сдвинуть его именно к профессии. Определённые элементы тут всё же есть: например, есть профессиональное образование для предпринимателей, есть курсы, школы бизнеса, факультеты. Если мы будем развивать именно такой профессиональный подход к деятельности предпринимателя, то у нас есть хороший шанс снизить недоверие к этому сословию. Значительная часть наших соотечественников не верит, что можно заработать большие деньги собственным трудом. То есть старшее поколение прекрасно помнит «Золотого телёнка», есть убеждения, что все эти несметные состояния нажиты преступным путём. Если мы всё-таки будем показывать, что это работа, которая должна быть сделана, и это путь, который можно пройти: нужен талант, нужно упорство, нужно усердие, этому можно научиться, – то шанс на то, что наше общество будет относиться к предпринимательству лучше, существенно вырастет.

Владимир Козлов: Спасибо! Я хочу дать слово Василию Васильевичу Высокову, председателю совета директоров банка «Центр-инвест». Этот банк много лет ведёт проект «Предпринимательский всеобуч», по сути, по воспитанию своей будущей клиентуры, своей будущей аудитории и не только своей. Василий Васильевич, Вам слово.

Василий Высоков: Во-первых, я хотел бы поблагодарить предыдущего докладчика за очень профессиональный отчёт. Теперь несколько слов, что касается профессии предпринимателя, чтобы у вас было современное представление о предпринимательской деятельности:

- все люди рождаются для того, чтобы сделать этот мир лучше;
- у каждого есть своя точка зрения, что такое «лучший мир», поэтому у нас возникают конфликты и остальные недоразумения;
- для того, чтобы предприниматель нормально развивался, нужна коммуникация, и для этого такие мероприятия полезны;
- чтобы быть предпринимателем в современных условиях надо быть хоть чуточку лучше рынка: что-то сделать, но лучше;
- современное представление о предпринимательстве – это социальное предпринимательство: это не для Иванова, Петрова, Сидорова, а для всех;
- когда всем платить надо – не хочет никто. Тут совсем другая экономика начинается, но в ней тоже надо уметь работать;
- в конечном счёте важно, чтобы это можно было мультиплицировать. Если вашу деятельность повторить никто не может – вы просто артист. Но если вы предприниматель – то вас можно тиражировать.

Есть вещи, о которых я хотел бы сказать. Первое: сегодня мы очень много говорим о национальных проектах. Чтобы вы представляли себе, что такое национальные проекты. Общая сумма нацпроектов составляет порядка 48 млрд в год, а только за прошлый год банки выдали 6,8 триллиона рублей. То есть, всё, что говорится о государственной поддержке, – это всего лишь менее 2% от того, что делается для того, чтобы развивать малый бизнес. И банки успешно справляются с этой работой. И проблем у банка с малым бизнесом нет, и проблем у малого бизнеса с банком нет. У малого бизнеса и банка есть проблемы с тем, как развивается наша экономика. Если изменить правила игры для малого бизнеса, то, по оценкам международной финансовой корпорации, масштабы кредитования должны увеличиться ещё на 14 триллионов. Вот за какой рынок идёт сейчас, собственно, борьба.

Теперь что касается образа предпринимателя. Любой президент во время любого международного визита, если он пожмёт руку предпринимателю в стране, в которую он приехал, он будет самым популярным президентом в этой стране, самым популярным политиком.

Я бы хотел вам вот о чём рассказать: что же думают наши дети, наши внуки, как развиваться нашему предпринимательству. Взгляд детей все очень хорошо понимает – достойный труд, оплата, клиенты, которые живут рядом, инновации и современные формы контакта.

На юге есть такая тенденция – каждый самостоятельный казак отвечает за себя, но все вместе делаем общее дело. Мы просто исторически перевалили за ту интеллектуальную парадигму, когда марксизма уже нет, рыночная экономика уже тоже отвергается, находимся в бурном поиске чего-то нового, чего-то хорошего.

Владимир Козлов: Спасибо, Василий Васильевич! Спасибо за выступление! Я всё-таки уточню ещё раз один вопрос. Вы считаете, что на юге образ предпринимателя уже сложился и в принципе не нуждается в коррективах, или есть проблема, связанная с тем, что образ какой-то есть в общем, что молодёжь это понимает, но хочет ли она этим заниматься? Вот у Валерия была та же вилка в докладе: вроде понимают, вроде хорошо относятся, но не хотят заниматься.

Василий Высоков: Нам не надо призывать быть предпринимателем. Каждый человек – предприниматель, потому что он хочет этот мир изменить к лучшему, у него есть способность изменить этот мир, и он изменяет этот мир не для себя, а для всех. Поэтому меняется мир, меняется наше представление о предпринимательстве. Социальное предпринимательство – это наше будущее.

Владимир Козлов: Роман Соин – исполнительный директор Гарантийного фонда Ростовской области, одного из ключевых институтов развития предпринимательства в регионе. Хочу сказать, что мы так постепенно опускаемся в нашу региональную проблематику. Роман Владимирович, у Вашего института большой опыт. Каково Ваше восприятие проблематики той, о которой мы говорим?

Роман Соин: Хотелось бы рассказать о восприятии образа предпринимателя молодёжью. С 2012 года наш фонд проводит разноформатные встречи со студентами вузов, старшеклассниками на тему предпринимательства. В этом мы видим направление своей миссии. В ходе уроков мы обсуждаем темы предпринимательства с разных сторон. Несмотря на то, что темы наших встреч различны, однако задачи, которые решаются на этих встречах, одни и те же.

Соглашусь с Василием Васильевичем, редко кто изначально в душе считает себя предпринимателем. Есть ряд факторов, сдерживающих предпринимательскую активность у молодёжи:

- взятие на себя 100% ответственности
- административные барьеры
- имидж предпринимателя
- нестабильность экономики
- непредсказуемость рынка.

Ещё одним важным фактором того, почему не идут в предприниматели, является нехватка знаний о принципах построения бизнеса.

Владимир Козлов: Я хотел бы обратить внимание на одну деталь, насколько кардинально меняются приоритеты, как только мы с внешних факторов, влияющих на решение быть предпринимателем, переключаемся на внутренние. В вашей иерархии барьеров сразу на первый план вышел такой внутренний фактор, как неготовность брать на себя ответственность. Давайте перейдём к следующей теме. Герман Анатольевич Крашенниников – эксперт и бизнес-консультант. Я знаю, что Вы фокусируетесь на теме основных препятствий для начинающих предпринимателей.

Герман Крашенниников: Понятно, что в первую очередь мы вовлечённость ждём от тех людей, которые ещё предпринимателями не являются. Те, кто растут, хотят изменений в жизни и хотели бы стать предпринимателями, если бы для этого сложились бы условия. Но при этом мы это видим и получаем низкую вовлеченность, несмотря на большое количество информации вокруг нас: с одной стороны, это негативный информационный фон, но с другой стороны – столько возможностей для образования как очного, заочного, так и онлайн. Мероприятий огромное количество. Все мы с вами прочитали книги Брайна Трейси, Роберта Кийосаки. Но что такое, почему не получается? Почему такой низкий процент людей, которые решаются идти в предприниматели? На мой взгляд, основная причина – негативный опыт тех людей, кто вокруг находится: друзья, знакомые. У нас есть печальная статистика: большинство новых бизнесов закрываются в первый год. Почему же это происходит? Я считаю, большинство тех, кто делает первые шаги в бизнесе, находятся в состоянии заблуждения, которое вызвано недоговорённостями. Они есть везде. Есть много рабочих направлений, но есть отсутствующая информация, которая нужна вам для того, чтобы не только начать, но и удержаться в бизнесе.

Ещё одна проблема – обучение в формате «как оно должно быть». Очень не хватает материалов на тему – «как оно на самом деле»: как этот бизнес двигается, что необходимо понимать, какие будут всплывать трудности.

Не хватает реального контента, поэтому нужно много отбирать и фильтровать информации. На мой взгляд, лучше пусть пятьдесят человек начнут бизнес и из них двадцать останутся в этом бизнесе, чем начнут сто и останутся десять.

Ещё один момент, как проверить свою бизнес идею. Задайте сами себе ряд вопросов по поводу того, насколько то, что вы себе задумали, будет востребовано. И вот неумение начинающих предпринимателей задавать себе такие вопросы – тоже причина того, что не получается.

Давайте рассказывать, уважаемые коллеги, о подводных камнях предпринимательства! Сейчас институт наставничества очень развивается. Давайте рассказывать, вести за руку, чтобы начинающие предприниматели изначально узнали, в чём могут быть сложности и подводные камни!

Владимир Козлов: Герман, существует точка зрения, что, помимо ряда вопросов себе на начальном этапе, надо задавать не меньшее количество вопросов потенциальным клиентам. Иногда себе недостаточно задать, потому что внешняя среда, оказывается, живёт по другим законам. Как Вы считаете?

Герман Крашенинников: Согласен с Вами. Сначала будьте готовы сами ответить себе на вопросы, а потом уже выходите во внешнюю среду.

Владимир Козлов: Спасибо! Это было своеобразное введение в рефлексию начинающего предпринимателя. Ангелина Исаева – менеджер по маркетингу и связям с общественностью «Amway». Я хочу сказать, что «Amway» – это глобальная структура, которая проводит большое исследование восприятия предпринимательства в России и в мире.

Ангелина Исаева: Коллеги, добрый день! Ещё раз хочу объяснить, почему партнёром исследования является наша компания. Мы – представитель крупной индустрии прямых продаж. Наш основной фокус – развитие бизнес-партнёрства и взаимодействия с индивидуальными предпринимателями. Компания существует в мире уже 60 лет и последние 10 лет проводит вышеупомянутое исследование. Исследование проходит на научно-исследовательской базе Мюнхенского технического института, проходит раз в два года. Согласно последним результатам, опрос проходил более чем в сорока странах, в т.ч. в России. В нашей стране приняли участие более 2000 респондентов в возрасте от 16 лет. Наше исследование также выявило низкий предпринимательский индекс.

Мы сегодня уже слышали, что все эти страхи, барьеры, внутренние и внешние факторы, они так или иначе все вокруг этой темы. Именно поэтому мы поддерживаем это исследование на базе Аналитического центра «Эксперт Юг». В мае у нас уже завершается исследовательский этап, и во второй половине года будут результаты. Я думаю, эти результаты будут всем интересны и полезны.

Владимир Козлов: Вы знаете, я хочу добавить, что глобальные методики очень многое дают для того, чтобы внести какие-то продуктивные коррективы в то, как мы замеряем настроение бизнеса. У нас часто судят о настроении предпринимательства, задавая вопросы по оценке доступности инфраструктуры, по оценке доступности финансов, и эти внешние факторы заставляют формировать ложные гипотезы по поводу того, что имеет определяющее значение для предпринимательства. Хочу дать слово Марине Сергеевне Шустовой, декану факультета бизнеса «Капитаны» ЮФУ. Я хочу обратить внимание – это новый факультет, с новой концепцией. По сути – это попытка учить предпринимательству в условиях отсутствия образовательного стандарта. Я так понимаю, Вы сформировали поток в прошлом году?

Марина Шустова: Спасибо большое, Владимир Иванович! Да, действительно, мы с моими студентами представляем факультет бизнеса «Капитаны». Факультет представляет собой пилотный опыт интеграции бизнес акселератора в учебную программу вуза. Это достаточно успешная практика, которая уже на протяжении 6 лет работает в Российском Экономическом Университете им. Плеханова в Москве. ЮФУ стал вторым университетом в России, в котором открыли такой факультет. По поводу образовательного стандарта – его, вероятно, нескоро примут, поскольку ещё даже не определились с профессиональным стандартом.

Владимир Козлов: Почему второй в Ростове? Это оценка местного предпринимательского климата?

Марина Шустова: Здесь у нас исторически особые условия. За шесть лет, что программа существует в Москве, выпускники этой программы с юга, из Ростова, хорошо себя проявили. Если говорить о теме сегодняшнего мероприятия, то мы бы хотели выделить некоторые важные моменты. Не могу не согласиться с предыдущими ораторами – популяризация предпринимательства необходима, для молодых людей прежде всего. Популяризация как одного из интересных, жизнеспособных и востребованных видов деятельности.

Кроме того, необходимо опираться на формирование особых навыков: целеполагание, планирование, навыки формирования коллективов. В процессе обучения мы стараемся создать особую среду партнёрства, поддержки. Условно мы ребят не обучаем, мы вместе с ними живём и работаем.

С самого начала мы учим их проигрывать и терять малое, они будут не просто выпускниками с дипломами, они будут абсолютно самодостаточными людьми с опытом.

Владимир Козлов: Я хочу представить Яну Игоревну Куринову, директора АНО «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства».

Яна Куринова: Проблема, которую мы сегодня обсуждаем – вовлечение молодёжи в предпринимательскую деятельность, тесно связана с выводом из тени бизнеса большого количества людей, которые на сегодняшний день ведут предпринимательскую деятельность, но находятся вне правового поля. Здесь уже задача государства создать условия, чтобы бизнесом было заниматься выгодно и безопасно. 17 января был принят проект на федеральном уровне по трансформации делового климата в Ростовской области. Если говорить о планах на текущий год, то мне бы хотелось и от предпринмателей услышать, какие темы были бы наиболее востребованы в качестве тем для обучения. В приоритетном порядке будем создавать консультационные пункты в городах Ростовской области, соответствующие договорённости уже есть. В постоянном режиме ведутся консультации как по правовым, так и по налоговым вопросам.

Владимир Козлов: Не могу не дать слово ещё одному человеку – Ирине Гусевой, которая представляет в регионе фонд «Наше будущее». Она сейчас работает в том числе со школьниками и видит настроения той аудитории. Ирина – оператор конкурса предпринимательских идей в школах.

Ирина Гусева: У нас, у предпринимателей, есть такая особенность – высокая толерантность к неопределённости. И вот эта некая неопределённость нас стабилизирует, даже появляется какой-то азарт. Создание и взращивание среды воспитания предпринимательства – это очень важно, потому что без доверия очень сложно работать. Я хочу сказать о позитивной динамике, которую мы наблюдаем на протяжении нескольких лет. Если раньше на вопрос: «Кто хочет стать предпринимателем?» школьники не поднимали ни одной руки, то сейчас мы уже видим всё больше желающих.

Другие публикации раздела: Новости

Нет комментариев. Ваш будет первым!