Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Виртуальная конференция: дефицит заемщиков в сфере МСБ

11.07.2017 | 15:07
|
729

Финансисты часто говорят о дефиците заемщиков в сфере МСБ. Насколько это острая проблема сегодня? Какой сюжет в отношениях с МСБ сегодня главный для банков?

Дмитрий Шахметов, директор регионального центра «Южный» АО «Райффайзенбанк»:

— В последние годы в нашей стране происходили различные события, которые сказывались на экономике и негативно отражались на компаниях. С середины 2014 по 2016 год спрос на кредиты сократился. Да и банки находились в состоянии ожидания снижения процентных ставок. Многие прекратили выдачи беззалоговых кредитов маленьким компаниям, и Райффайзенбанк - не исключение. Тем не менее, мы не прекращали кредитование. С середины прошлого года на юге увеличился рост клиентской активности.В целом, настроение и финансовый климат компаний значительно улучшились.

Райффайзенбанк продолжает развивать кредитные продукты для МСБ, например, мы вновь развернули беззалоговое кредитование для микрокомпаний (с годовым оборотом до 60 млн руб.).

Благодаря оживившемуся спросу на кредитование и решениям, которые мы готовы представить МСБ, в южном регионе мы не испытываем сложностей с клиентским потоком. За первый квартал мы увидели рост объемов кредитования как в сегменте среднего бизнеса, так и в малом и микробизнесе.

Сегодня компаниям недостаточно выгодных ставок по кредитам. Им нужен хороший сервис, индивидуальные предложенияи гибкие условия при финансировании, новые интересные продукты для усовершенствования бизнес-процессов, возможность удаленного доступа к счетам, при чем в любое время и даже из мобильных устройств, скорость в проведении платежей.

Руслан Хисматуллин, директор филиала БКС Премьер в Ростове-на-Дону:

— Я бы выразился немного иначе - речь идет о дефиците качественных заемщиков в сфере МСБ. Банки, безусловно, понимают всю важность финансирования малых и средних предприятий, однако они вынуждены были требования к заемщикам на фоне растущей задолженности. За 2016 год «просрочка» по сегменту МСБ выросла с 13,8% до 14,2%, и, по нашим оценкам, в 2017 году объем просроченной задолженности может достичь 15%.

Впрочем, и сам бизнес стремится сдержать рост долговой нагрузки в условиях макроэкономической неопределенности, и потому старается до последнего держаться на собственных ресурсах. Сейчас самыми востребованным кредитными продуктами остаются кредитные линии и овердрафт, которые направляются на финансирование оборотного капитала, ликвидацию кассовых разрывов. В последнее время, по мере снижения ставок, начал восстанавливаться спрос на кредиты под короткие инвестпроекты. Это хороший знак, однако о полноценном восстановлении спроса на инвестиционное кредитование в реалиях говорить пока преждевременно.

Тем не менее, мы ожидаем, что по мере снижения ключевой ставки до 8-8,5% к концу года, улучшения макроэкономической ситуации, сокращения инфляционных рисков банки начнут постепенно наращивать объем кредитования МСБ, в частности, опираясь на качественный отложенный спрос.

Кирилл Зарочинцев, управляющий Краснодарским филиалом АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ»:

— В силу сложившейся экономической ситуации в последние 2-3 года на рынке наблюдается значительное снижение количества качественных заемщиков сегмента малого бизнеса. Как следствие, обострилась конкуренция между банками за каждого такого клиента. В направлении кредитования данная тенденция выражается в значительном росте объемов рефинансирования. В некоторой степени проблема нехватки заемщиков сглаживается тем, что по решению ЦБ РФ большое число банков прекратили свою деятельность, вследствие чего произошло перераспределение клиентов, как правило, между банками с госучастием и частными федеральными.

В условиях высокой конкуренции, на главные позиции выходят возможность банка предоставить клиенту комплексный набор продуктов и услуг, качественный сервис, индивидуальный подход и конкурентоспособные тарифы. Банки стараются создавать для клиентов комфортную и выгодную среду взаимодействия, которая включает позитивное взаимодействие клиент - сотрудник банка и удобные, доступные технологии.

Еще одной тенденцией стало предоставление банками небанковских продуктов и услуг в рамках партнерских каналов. Например, страхование, бухгалтерские и консалтинговые услуги, юридическая помощь. При этом, зачастую, стоимость таких услуг для клиентов банков ниже рыночных.

Кирилл Мячин, управляющий Краснодарским филиалом Банка «Возрождение»:

— Многие крупные банки работают с МСБ, в этом сегменте высокая конкуренция, ведь речь идет о борьбе за качественного заемщика. Дефицит тут может быть только в плане количества компаний, устойчиво развивающихся в регионе. Кризисные явления последних лет в российской экономике снизили количество таких компаний, да и сами предприниматели в условиях неблагоприятной среды стали осторожнее относиться к кредитованию и, по возможности, отказываться от инвестиционных проектов и обходиться без кредитных вливаний. Сейчас ситуация начала стабилизироваться, и если до 2017 года в отношениях с МСБ банки делали акцент исключительно на транзакционный бизнес, то сейчас в фокусе большинства крупных игроков снова появилось кредитование.

Сергей Бондаренко, управляющий Филиалом АКБ «ФОРА-БАНК» (АО) в г. Ростов-на-Дону, руководитель Региональной дирекции по Южному и Северо-Кавказскому округам:

— По нашим наблюдениям, многие компании малого и среднего бизнеса все еще с опаской относятся к займам у банков, потому что еще не все риски могут быть просчитаны, не все сценарии реализации той или иной идеи могут быть воплощены. То, что раньше, в докризисные времена, приносило стабильно высокий доход, сейчас уже не приносит. Бизнесу приходится переориентироваться в другие направления. Это хорошо видно при анализе проектов импортозамещения. Прежде чем создать что-то новое, малым и средним предприятиям пришлось искать ниши, оптимизировать процессы, провести переориентацию или диверсификацию бизнеса. Передом наступил только во второй половине 2016 года, когда предприятия смогли приступить к серийному выпуску импортозамещающей продукции и на нее сформировался стабильный спрос, прежде всего, со стороны розничных сетей.

Кстати, активность местных производителей и крупных ритейлеров, в свою очередь, сделала крайне востребованными факторинговые операции. В ситуации, когда поставщики испытывают дефицит оборотных средств а их клиенты не могут вовремя за товар расплатиться, факторинг стал настоящим спасательным кругом. Это видно и на примере ФОРА-БАНКа: с начала 2017 года наш факторинговый портфель увеличился более чем на 30% и тенденция сохраняется. Для сравнения, темпы роста нашего кредитного портфеля в несколько раз ниже.

Таким образом, нам главный сюжет взаимодействия банков и субъектов МСБ видится в дальнейшем усилении сотрудничества в рамках факторинга. Сейчас этот инструмент стал достойной альтернативой кредитам на пополнение оборотных средств, необходимых предприятиям для эффективной работы.

Мария Христолюбова, заместитель начальника Управления по работе с клиентами малого и среднего бизнеса банка «Центр-инвест»:

— Дефицит хороших заемщиков на рынке банковских услуг присутствует и присутствовал всегда. Именно по этому банкам необходимо все время мониторить рынок и предлагать новые, интересные кредитные предложения, осваивать новые ниши, работать с новыми секторами. В банке «Центр-инвест» этой проблемы нет, благодаря гибким условиям предоставления кредитов, выгодными ставками, максимально коротким сроком рассмотрения заявок. Кредитный портфель банка «Центр-инвест» в секторе МСБ продолжает стабильно расти. Только в первом полугодие 2017 года банк «Центр-инвест» предложил клиентам — предприятия малого бизнеса две новые кредитные программы: Специальное предложение для приобретения онлайн-касс (под льготную процентную ставку 8% годовых кредит без залога) и специальные условия для клиентов, реализующих социальные проекты в сфере здравоохранения, образования, развития внутреннего туризма, экологии. Также в этом году были изменены условия для получения кредита для приобретения сельскохозяйственной техники, теперь эта программа работает без первоначально взноса.

Андрей Возмилов, директор департамента организации продаж МСБ Бинбанка:

— Сегодня мы видим, что деловая активность в сегменте МСБ несколько оживилась. Одним из драйверов роста активности — появляющиеся на рынке программы рефинансирования, которые все чаще сегодня используется компаниями-клиентами. Основных причин несколько: рефинансирование позволяет снизить ставку по кредиту, объединить несколько ссуд в одну, уменьшить ежемесячный платеж. Возможность уменьшить долговую нагрузку, снизив ежемесячный платеж за счет увеличения срока кредита, продолжит формировать активный спрос на рефинансирование в сегменте МСБ. Мы ожидаем, что динамика роста спроса со стороны клиентов МСБ сохранится, при условии отсутствия каких-либо внешних факторов, серьезно влияющих на экономику.

Рост кредитования МСБ во многом зависит от состояния экономики, а также наличия программ господдержки — таких как «6,5». Такие программы позволяет малому и среднему бизнесу получать финансирование под невысокую ставку, а, учитывая, что малый бизнес в большинстве своем низкомаржинальный, то вопрос цены чаще всего выходит на первый план при принятии решения в пользу кредитования или при отказе от него. К факторам, способствующим росту кредитования, относятся и другие виды госсубсидий: послабления и льготы для бизнеса, в том числе «налоговые каникулы», снижение стоимости риска.

Но далеко не всегда клиентов интересует только цена. Количество клиентов МСБ, которые имеют кредит, не превышает 5% от всего пула. Основная доля клиентов используют банк для осуществления расчетных операций и размещения свободных денежных средств. Для них важна сервисная составляющая, а именно — омниканальность, наличие небанковских сервисов и услуг, страховые продукты, дистанционное обслуживание.

Мы планируем выпустить ряд новых продуктов для предпринимателей. Возможность получать услуги дистанционно становится все более важной для клиентов. Мы также развиваем данное направление и в дальнейшем планируем минимизировать число операций, по которым необходимо личное присутствие клиентов в офисе.

Михаил Гаврилов, руководитель департамента малого бизнеса ПАО «Крайинвестбанк»:

— Краснодарский край занимает лидирующие позиции среди регионов с наиболее активно развивающейся деловой средой и инфраструктурой. Поэтому как такового дефицита клиентов нет, есть высокая банковская активность и конкуренция на рынке региона. Сегодня предлагаемые банками ценовые условия, в целом,достаточно схожи. Поэтому конкуренция из плоскости процентных ставок давно перешла в сферу подходов и сервиса. Большую роль играют условия самих продуктов, требования к обеспечению, сроки кредитования, графики погашения,программы лояльности для повторных заемщиков и др. В 2017 году Банк запустил новую модель кредитования и новый продуктовый ряд , за счет которого уже сегодня сформировано около 50% кредитного портфеля малого бизнеса.Кроме того, для клиентов - представителей Малого бизнеса очень важна оперативность и оптимальные условия для оформления кредита, в том числе связанные с пакетом документов и предоставлением информации, необходимой для банка. Конечно же, важным конкурентным преимуществом является и наличие специалистов, которые хорошо знают рынок и клиентов, понимают специфику их деятельности и особенности развития каждой компании. С учетом знания специфики деятельности того или иного предприятия мы можем подобрать наиболее эффективные инструменты для развития бизнеса, адаптировать продукты под индивидуальные потребности клиента. В этом году мы запустили специализированные продукты для кредитования аграриев «Агро оборот» и «Агроинвест», а в связи с тем, что в нашем регионе сельскохозяйственная отрасль является одной из самых приоритетных, мы видим высокий спрос на эти продукты буквально с первых дней их внедрения.

Другие публикации раздела: Интервью

Нет комментариев. Ваш будет первым!