Ваш регион: Выберите регион
Найти на сайте:

Переработчики молока ждут субсидий

18.09.2015 | 18:09
|
912

Людмила Шаповалова

В условиях кризиса производители молочной продукции оказались наименее защищённой отраслью. На волну поддержки импортозамещающих отраслей они практически не попали: основная часть молочной продукции, - молоко, творог, сметана, кефир и др. – и без того в подавляющей своей части были российскими. Что касается сыров и масла, то и в них доля отечественной продукции в натуральном выражении всегда была велика, а после введения Россией санкций в пустующую нишу успешно влились производители из Белоруссии.

При этом молочная отрасль уже не первый год фактически является кризисной: прежде всего, из-за низкой маржинальности молочного производства. «Когда я начинала руководить предприятием в начале девяностых, оно перерабатывало 220 тонн молока в сутки — и у нас не было проблем с реализацией, — рассказывает генеральный директор ООО «Сальское молоко» Татьяна Панченко. — Если у нас оставались излишки, мы отправляли их в Ростов. И крупные хозяйства знали, что смогут продавать нам 40-50 тонн в день. Вся цепочка работала, при этом не было финансовой зависимости от кредитов — все могли развиваться. Сейчас мы развиваться не можем. Мы несколько лет работаем с рентабельностью около 2 процентов. Себестоимость молока выросла значительно, а цену в реализации нам поднимать не дают. Хотя очевидно, что рынок должен регулировать цену. Пример: мы сейчас закупаем молоко по 19-23 рубля. На один килограмм масла требуется 22 литра молока, то есть себестоимость — около 400 рублей. Реально оно продается по 180 рублей. Чтобы получать такую себестоимость, надо кормить людей неизвестно чем. А мы делаем качество своим главным преимуществом».

По словам Татьяны Панченко, переработчики молока сегодня дополнительные деньги теряют на выплатах НДС, который не удается возвращать. Расходы — около 2 млн в месяц, это — около потенциальной 10% рентабельности. По словам собеседника «Эксперта ЮГ», при достаточно развитой сырьевой базе в регионе молочная переработка сегодня поставлена в ситуацию крайне невыгодную — и количество игроков на этом рынке это хорошо иллюстрирует. «Когда я стала руководителем 17 лет назад, в регионе работали 44 перерабатывающих завода, сегодня — 5-6», — говорит Татьяна Панченко. По ее словам, проблему возврата НДС переработчикам молока сегодня на федеральном уровне никто даже не пытается ставить.

С ней согласна и Наталья Боева, генеральный директор ООО фирма «Калория» из Краснодарского края, которая сетует, что обещанное субсидирование процентной ставки по кредитам выплачивается с большим опозданием. «В начале года мы слышали обещания, что субсидии будут выдаваться напрямую банкам, а мы сразу получим льготный кредит, не более чем под 5-6 процентов. Тогда отрасль сможет перевооружаться и развиваться». Актуальным, по мнению г-жи Боевой, остаются и выплаты производителям молока в пределах 2,5-4 руб. за литр – с тем, чтобы конечные цены могли держаться в разумных пределах.

Сегодня это актуально, хотя цены на сырьё и конечный продукт сохраняют относительную стабильность, это происходит, как объясняет директор молзавода "Мясниковский" ГК "Белый Медведь" Сурен Обаян, в ущерб доходности переработчиков. «В середине осени мы будем вынуждены повысить цены на 5-7 процентов чтобы отыграть удорожание материалов, стоимость которых увеличилась за год более чем в два раза. Изменение курса валют – это макроэкономический фактор, от него никуда не денешься и на себестоимость он, безусловно, влияет, даже при стабильном ценообразовании на сырьё. Даже отечественные поставщики упаковки и моющих средств ощутимо зависят от импорта, поскольку закупают ингредиенты за валюту», - говорит г-н Обаян.

Среди других негативных факторов отрасли Сурен Обаян называет непредсказуемость цен на энергоресурсы. «Сегодня мы платим 6,2 руб за киловатт, в то время как ещё недавно стоимость составляла неполных 5 рублей. В себестоимости молока они составляют до 7 процентов. Нам хотелось бы, чтобы государство более тщательно регулировало ценообразование монополистов – или субсидировало эти затраты».

Другие публикации раздела: Главные новости
Теги: фирма

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Яндекс.Метрика
Веб-студия «Бест-Тренд», создание сайтов, создать сайт, создание сайта, разработка сайта, продвижение сайтов, продвижение сайта, дизайн сайта, дизайн сайов, сайт-визитка, каталог, интернет-магазин, портал.